Феникс Балтийского моря

Jul 26, 2022 14:00



Прошло уже два с половиной года с тех пор, как я стал строго следовать ограничениям, вызванным ковидом, находясь на своей базе во Вриндаване, в Индии.  Мои путешествия как монаха длились почти 50 лет до того, как началась строгая изоляция, и вот внезапно я оказался запертым в крохотной квартирке.  Эта ситуация противоречила самой моей природе, но я со всей преданностью погрузился в исследования и в свои лекции, иногда тратя на изучение материала до 10-ти часов в день.

Однако, когда вновь появилась возможность для того, чтобы путешествовать и заняться обучением, я уже был готов отправиться в путь.  Моей основной задачей было возобновить проведение ежегодного фестиваля, который проходит под моим руководством на берегу Балтийского моря с 1990 года. И было множество испытаний, с которыми необходимо было справиться.  Во время пандемии в жизни множества участников основой группы тура произошли изменения, в связи с которыми у них больше не было возможности принимать участия в двухмесячном фестивальном туре.

Война в Украине создала определённые сложности. Кроме того, в государственном управлении Польши произошли изменения. Местные официальные лица, которые на протяжении долгого времени поддерживали нас и позволяли нам проводить фестивали в популярных местах своих городов, больше не были у власти. Некоторые из новых лидеров были не осведомлены о наших фестивалях или не были в них заинтересованы. Наконец, большая часть наших финансовых ресурсов иссякла в связи с экономическим влиянием пандемии на наших спонсоров.

Нам понадобилось много работать, быть удачливыми и, без сомнений, полагаться на милость Кришны. Но каким-то образом нам удалось справиться со всеми обстоятельствами, и в начале июля 110 преданных, большинство из которых были абсолютными новичками на туре, собрались в Польше, чтобы стать свидетелями того, как «Фестиваль Индии», подобно фениксу, восстаёт из пепла на берегах Балтийского моря.

Я прибыл за день до первого фестиваля и был приятно удивлён, увидев все эти незнакомые лица. В то же самое время, тем не менее, я был обеспокоен, ведь я знал, что для того, чтобы успешно провести тур, необходима сплочённая команда из 250 преданных.  Той ночью во сне я вновь оказался во Вриндаване на парикраме с несколькими преданными, включая моего хорошего друга Чатуратму Прабху. Я проснулся, испытывая чувство ностальгии по святой дхаме, но вскоре я успокоился, вспомнив одну из своих любимых шлок:

Ратха йатха гоура падаравинде
Виндета бхактим
Крита пунйа пасхи
Ратха татхот сарпати хридйа каскад

Радха падамбходжа судхамбху расих  «До какой степени мы отдаём себя в служении Господу Чайтанье, до такой степени мы обретаем квалификацию, чтобы служить лотосным стопам Радхарани во Врадже». (Шрила Прабодхананда Сарасвати «Шри Чайтанья Чандрамрита», текст 88)  Связь между тем, чтобы проживать во Вриндаване, и тем, чтобы обучать других сознанию Кришны на Западе, всегда была очевидна для меня.  С одной стороны, преданные очищаются, проживая во Вриндаване и естественным образом развивают сильное стремление делиться с другими своей великой удачей:

Адхунеха маха-бхага
Йатхаива таракан нарах
Наногра-йатанан нейат
Тан ме вйакхйатум архаси

«О чрезвычайно удачливый и могущественный Шукадева Госвами, милостиво поведай мне, как же человеческие существа могут быть спасены из тех адских условий, в которых они оказались и в которых они испытывают ужасающую боль». (Махараджа Парикшит «Шримад Бхагаватам» 6.1.6)  С другой стороны, занимаясь служением миссии Господа Чайтаньи на Западе, можно развить желание жить в обществе Враджаваси во Вриндаване.



Дживайам хари нама садхана ухо дхара-сатам нетрайох
Сарванге пулакодгамо ниравадхи сведаш ча вибхраджате
Шримад гоура харех прагалбха мадхура бхакти прадатур джанаих
Сева шри враджа йошитам анугата нитйа сада шикшйате

«Своим языком Он поклонялся именам Шри Хари. О, как же это удивительно! Из Его глаз текли потоки сотен слёз. Все волоски на Его теле тут же встали дыбом в экстазе, и Он светился испариной. Так люди узнали о вечном служении, которое заключается в постоянном следовании по стопам пастушек Враджа, от Шри Гоура Хари - благодетеля, который даровал самый возвышенный и нектарный процесс преданного служения». (Сарвабхаума Бхаттачарья, «Шушлока-шатакам», текст 3)

И вот настал день первого фестиваля, и я отправился с преданными совершать харинама-санкиртану на улицах Нехоже, чтобы рекламировать грядущее событие. Я воспеваю на берегу Балтийского моря каждое лето, с тех пор как 30 лет назад наш тур стал проходить здесь, но в этот раз я испытывал ещё больше радости. Вне всяких сомнений, из-за двух лет разлуки с моим самым драгоценным служением.  Нет ничего, чего бы я не отдал, чтобы прогуляться там, Где живут мои старые друзья. Разлука заставляет сердце испытывать больше любви, Берег красоты, пусть же ты расцветаешь и дальше! (Томас Хайнс Байли, «Берег Красоты», 1984 год)

Я быстро заметил, что я не единственный, кто скучал по нашему туру. Можно было видеть, что люди также скучали по нам: стоило им увидеть нас, их глаза тут же начинали светиться, они начинали улыбаться и махать нам, они буквально расхватывали цветные приглашения, что мы раздавали.  Когда наконец мы остановились, чтобы воспевать на одном месте, они тут же окружили нас и стали воспевать и танцевать вместе с нами. Видя происходящее, я был ошеломлён, и ещё один любимый стих Сарвабхаумы Бхаттачарьи пришёл мне на ум:

Йешам камин кали йоге
Ноддхаро базу джанмасу
Калуа те те сухие магна
Нама гана прасадатах

«Есть ли такая Кали-юга, в которую живые существа, до этого вынужденные рождаться множество раз, не смогут обрести освобождение? Сейчас в век Кали эти живые существа оказались погружёнными в океан счастья по милости совместного воспевания святых имён». (Сарвабхаума Бхаттачарья, «Шушлока-шатакам», текст 50)



Тем вечером, до того как начался фестиваль, я непрестанно продолжал поглядывать на улицу, ведущую к месту нашей большой сцены, где также находилось множество цветных палаток и выставок. Я размышлял о том, сколько же удачливых душ придёт этим вечером.  За час до того, как начался фестиваль, я заметил женщину, стоявшую рядом с палаткой ресторана, наблюдавшую за преданными, которые наводили последние штрихи на витринах с прасадом. Когда она увидела меня, она помахала мне рукой, будто узнав меня.  «Целых два долгих года я ждала этого дня! - обратилась она ко мне. - Ваша еда не сравнится ни с какой другой в этом мире. Я даже не знаю, как я выжила!»

Постепенно стала собираться толпа, и скамейки, что мы подготовили для нашей публики, быстро заполнились. Возбуждение явно ощущалось, пока все ждали начала шоу. И когда наконец оно началось, публика и преданные радостно закричали: «Мы вновь вернулись в строй!»  Пока одно прекрасное представление на сцене сменялось другим, я прогуливался по месту проведения фестиваля, наблюдая за тем, как люди ходили от одной палатки к другой, от одной выставки к другой. В некоторых местах было так много народу, что я даже не мог пройти.  Одна семья из этой толпы настоятельно попросила меня сделать с ними фото. Толпа вокруг семьи расступилась, и какой-то незнакомец сделал наше фото на камеру этой семьи.

Затем они показали мне фото большой комнаты их дома. И там на стене висело фото, где все они также позировали со мной, но 15 лет назад. «Два года мы ждали вашего возвращения. Спасибо Вам большое за то, что приехали в Нехоже!»



За всем этим наблюдал один преданный из команды по установке палаток и сцены. Он тоже показал мне фото, которое достал из своего кармана.  «Махараджа, - сказал он, - это я, будучи ребёнком, на руках у своей матери 25 лет назад на этом фестивале.

Мы тогда были просто гостями. Моя мама сказала, что Вы прошептали мне на ухо Харе Кришна мантру. Думаю, по этой причине я сегодня занимаюсь служением на туре!»  Я отправился к палатке с книгами, где один пожилой господин попросил меня подписать две «Бхагавад-гиты».  - Одна книга для меня, - сказал он. - Я уже подумывал о том, чтобы купить её много лет назад, когда я посетил один из первых ваших фестивалей, но я засомневался. Во время пандемии я сокрушался, что мне не удалось сделать этого раньше, так как я был уверен, что эта книга позволила бы мне справиться с этими нелёгкими временами.

- А другая «Бхагавад-гита»? - спросил его я.

- Для моей внучки, - ответил он.

- Только одному Богу известно, что её ждёт на жизненном пути. Поэтому эта книга ей поможет.  Пока я был в палатке книг, ко мне подошла женщина.

- Не могли бы Вы написать несколько слов посвящения в этой книге? - спросила она меня, протягивая «Бхагавад-гиту».

- Я посещала хотя бы один из ваших фестивалей каждое лето на протяжении 30-ти лет. Когда я увидела афишу вашего фестиваля в городе, я решила, что мне, наконец, следует постараться понять философию вашего Движения. Поэтому я покупаю эту книгу, которую Вы всегда держите в поднятой руке, когда даёте свою речь на сцене!

- Лучше поздно, чем никогда! - пошутил я, принимая из её рук книгу, в которой написал короткое посвящение.  Потом я ушёл из палатки книг, чтобы посидеть в тихом месте, в стороне от площадки, где проходил фестиваль. Одно из моих самых любимых занятий - наблюдать за первой реакцией людей, когда они приходят на фестиваль и впервые сталкиваются с сознанием Кришны. Я видел и светящиеся глаза, и удивление, и радость, и восхищение!

«Это всё милость Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, - подумал я. - Он самое милостиво воплощение Господа».  Я вспомнил стих, в котором Сам Господь молился:  «"Хе Кришна! О океан милости! Защити! Защити этих людей. О великий Господин! Они сгорают в огромном лесном пожаре рождений и смертей. О океан милости, милостиво даруй им преданное служение Себе". Его милость по отношению ко всем живым существам достигла апогея. Шри Гоура Хари, единственный Господь и прибежище несчастных, таким образом являл Свой молитвенный плач». (Сарвабхаума Бхаттачарья, «Шушлока-шатакам», текст 63)

После того как публика была заворожена двумя прекрасными театральными остановками, пришло время мне дать лекцию на сцене. Лекцию, которую я давал уже почти тысячу раз за все года. Я был уверен, что некоторые из присутствующих в публике слышали её уже не один раз. Но я вспомнил слова Шрилы Прабхупады из его комментария к «Бхагавад-гите» 2.25: «Повторение необходимо, чтобы мы смогли понять тему полностью, без каких-либо ошибок».



И действительно после моей речи у лестницы возле сцены меня ожидала женщина, чтобы своими словами поддержать меня и выразить свою признательность.  «Я годами посещаю ваши фестивали. И я прочитала большинство книг Вашего учителя. Я уже наизусть выучила вашу философию. Но я специально сегодня пришла сюда, чтобы услышать Вашу лекцию, потому что мне необходимо было напоминание о важности всего этого. Спасибо Вам!»  В своём сердце я передал её благодарность моему духовному учителю.

«Шрила Прабхупада, - сказал я тихо, - Вы видите это? Конечно же, да, так как без Вашей милости ничего этого не случилось бы».  3000 человек посетили наш первый фестиваль тем вечером. В конце пятичасовой программы я собрал всех преданных.  «Первый фестиваль прошёл очень благоприятно, - сказал я. - И это только начало того, что обязательно будет самым успешным туром за 31 год! Единственная награда, к которой мы стремимся, - это видеть улыбки на лицах всех этих людей, в то время как они получают опыт чудесного мира сознания Кришны!»  ***

«Когда Господь Гаурачандра, самая привлекательная личность во всех трёх мирах, появился в этой вселенной, все падшие души подняли руки и стали размахивать ими в воздухе, взбудораженные совместным воспеванием святых имён. Мы также оказались удовлетворены, благодаря прибежищу этих имён Господа Кришны. О мой Господь!» (Сарвабхаума Бхаттачарья, «Шушлока-шатакам», текст 44)

© Шрила Индрадьюмна Свами «Дневник странствующего монаха», том 15, глава 16, 16.7.2022.  Перевод: Сандживани-Радха даси (под ред. Мани-Кандали даси)

Индрадьюмна Свами, фестиваль, Дневник странствующего монаха

Previous post Next post
Up