...Религия сначала дает принципы, правила. Религия говорит: не убий, не укради, почитай отца и мать свою, люби ближнего своего, не ешь свиней, ешь коз... Хотя не понятно чем козы хуже или лучше чем свиньи. Или ещё что-то религия даёт какие-то запреты, но запреты нужны, потому что люди сбиваются с толку.
Люди говорят: - Разберитесь сначала сами! Одна религия говорит нельзя есть свиней, другая - свиней можно, но нельзя есть коров; третья - коров можно, свиней нельзя, а лучше вообще ничего не есть; четвёртая говорит ещё что-нибудь. И люди сбиваются с толку, люди говорят: - Сначала сами разберитесь, что можно есть и чего нельзя! И в конце концов они говорят, что всё это ерунда - всё буду есть, всё подряд.
Но на самом деле люди не понимают одного - что главное это не то, что нельзя есть, а что можно. Не это главное. Главное - что больше не я решаю что можно есть, а что нельзя. Главное, что я принимаю кого-то, кто мне говорит. Я принимаю его авторитет: он мне говорит и я его слушаю.
Главное это даже не детали каких-то наставлений. А главное - это факт того, что я принимаю эти наставления и это очень важно потому что мы привыкли сами решать для себя и от этого нужно отказаться, это нужно уничтожить, это есть самая глубинная концепция своего "я", её я должен разрушить.
Это наше ложное я, которое является продуктом иллюзии, продуктом иллюзорного влияния этого мира, от него я должен избавиться. И религия предоставляет способы избавиться от этого я и следование правилам лишь первый шаг на этом пути, всего лишь первый шаг предания себя.
Второй шаг как я уже сказал, когда религия говорит - очисти свой ум. И каким образом религия помогает очистить ум?
Харе Кришна Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе,
Харе Рама Харе Рама,
Рама Рама Харе Харе
- это наша религия. Другая религия говорит нужно Ом повторять, третья говорит: Господи Иисусе Христе сыне Божий помилуй мя; четвёртая религия говорит: Аллах акбар и повторяй имена Бога; пятая ещё чего-нибудь скажет, но принцип один и тот же - молись и молитва будет служить тем самым средством, который избавит твой ум от ложных концепций. Если у нас не будет в голове, в уме и в конце концов в сердце молитвы, то мы знаем что будет в нашем уме.
Ум человека склонен всякие глупости и гадости собирать и в православном христианстве есть любопытное сравнение. Там один из христианских святых сравнивает ум с художником. И что делает художник? Художники...
Из вас тут есть кто-нибудь художник?
Из зала: неразборчиво
Бхакти Вигьяна Госвами: - Ну ладно, если ты, то я скажу что я хотел сказать. Я на всякий случай узнал, потому что я хотел сказать, что все художники сумасшедшие.Это несомненный факт :) Микеланджело был сумасшедшим, но они ещё более нормальные были. Ван Гог был сумасшедший полностью, Гоген был полностью сумасшедший. Особенно если великий художник, он должен быть чуть-чуть сумасшедшим, потому что такова природа этой деятельности.
Особенно если хороший художник. И этот христианский святой говорит, что ум подобен художнику. Что делает художник? Художник запирается где-то и творит. Как он творит? Он вспоминает что-то. Был один знаменитый сумасшедший художник ХХ века Сальвадор Дали. Он прославился своим безумием. На его картинах были горящие жирафы; какие-то расплавленные часы, которые текли ещё что-то такое. И что делает художник - он берёт образы, которые он видел и сплавляет их, соединяет их и делает творение.
И он рисует, рисует, рисует в экстазе полном: тут что-то появилось, тут - башни, нигде нет этого - самое удивительное! Потому что если художник нарисует вот это здание, то кто его купит? Никто не купит. Ничего особенного в этом нет. Художник чтобы быть знаменитым должен нарисовать что-то чего нет, что-то особенное, уникальное. Для этого нужно быть сумасшедшим.
И этот святой говорит, что ум подобен художнику, что ум всасывает в себя различные образы и потом соединяет их разными способами, он творит какие-то картины и в течении всей жизни ум рисует эту картину. У нас есть одно творение - творение нашего ума. Мы берём этот образ, смотрим, впитываем, жаждем получить разные впечатления и когда картина закончена, мы выносим её на суд. Когда ум уже нарисован полностью, когда все эти образы мы успели туда втолкнуть...
Как был такой художник Босх. Тоже сумасшедший был - это очевидно и на его картинах какие-то жуткие образы: люди с какими-то клювами, с колпаками; там много их очень и наш ум он примерно что-то вроде этого - большая картина Босха: у нас тут много всего - тут, тут, тут, тут и мы храним всё это тщательно, очень бережливо.
И когда мы закончили эту картину... Художник когда заканчивает картину что он делает? Он выносит её на суд, на выставку её вешает, чтоб все люди пришли и ахнули: - Ах, что он отворил! Точно также когда мы нарисовали картину в своём уме, мы тоже выносим её на суд. Кто её может увидеть?
Из зала: - Бог
Бхакти Вигьяна Госвами: - Бог, да
Да, потому что он знает что в нашем уме. Жизнь наша кончается - это одна картина, которую мы нарисовали. У нас множество жизней и каждая жизнь это картина которую мы рисуем. В конце концов мы рисуем и гордо показываем её: - Бог, вот она. Вот оно, полюбуйся!
- Какая гадость! Что ты такое нарисовал? Ну что такое? И Он говорит: - Ну ладно, если хочешь, в следующей жизни будешь этим. Тем, что ты нарисовал. Тем, каким образом ты себя сотворил в своём собственном уме.
Потому что человек всю жизнь творит самого себя. Он творит своё представление о себе в своём уме с помощью этих различных образов и всего остального и Бог говорит: - Господи, Боже мой! Опять ты что-то такое нарисовал непонятное! Ну будешь этим чудовищем. Вот есть 8 млн. 400 тыс. разных чудовищ в этом мире. Хочешь быть чудовищем? Будешь этим чудовищем - пожалуйста!
И поэтому что даёт религия дальше после того, как человек немножко избавился от гордыни, она даёт метод очищения ума. Метод, с помощью которого человек может изгнать все эти ложные образы. И какой это метод? Это молитва:
Харе Кришна Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе,
Харе Рама Харе Рама,
Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе,
Харе Рама Харе Рама,
Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе,
Харе Рама Харе Рама,
Рама Рама Харе Харе
Она даёт возможность по крайней мере для начала изгнать из ума все эти ложные образы. Любая религия даёт человеку возможность какой-то медитации. Медитация значит сосредоточение или ограничение нашего всеядного ума. Это определенная диета для ума, которая позволяет уму немножечко очиститься. Точно также как для тела, чтобы ему очиститься ему нужна диета. Мы должны посадить себя на какую-то диету или заставить поголодать.
Точно также молитва это диета для ума. Молитва в каком-то смысле это голодовка для ума. Поэтому иногда так трудно человеку бывает. Он начинает что-то делать и ему сложно, потому что ум его привык, потому что ум его жадный, потому что ум его жаждет каких-то новых впечатлений и новых ощущений. Вместо этого его посадили на голодный паёк. Но на самом деле этот голодный паёк очень нужен нам, чтобы ум стал чище и сильнее. Но этого мало...
Бхагавад-гита 7.14 24 августа 2003, далее с 0:53:41