Мы не должны зависеть от прославлений, мы не должны зависеть от похвалы

Jan 15, 2022 09:24

Итак, мудрецы оказались в самом лучшем месте, в самый лучший месяц, месяц Магх. Считается, что если человек делает… Там есть один священный день, 15 января - это макара-шанкранти, когда солнце входит в тропик Козерога, это значит, что оно меняет направление: из Дакшинайаны она переходит в Уттарайану.

Ну, или в любом случае это очень самое благоприятное время и рядом с Кришной, рядом с Бхинду-Мадхавой и в уме своем эти люди… Он специально говорит, обратите внимания как он описывает все это: манйа манах крита артхатам. В своем уме они думают: „Я достиг успеха, крита-атхатам, я достиг цели, я достиг самого ценного.” И он недаром говорит, что в уме они думают. Это значит что?

Да, что они просто воображают себе. Мы очень часто воображаем какие-то вещи себе. Мы воображаем себе как это должно быть, мы надеемся, что если я поменяю ситуацию, если я перееду жить в ашрам, или если я поменяю внешние какие-то обстоятельства в своей жизни, то сразу же мое сердце должно поменяться. И мы пытаемся проецировать как это должно быть и в данном случае Санатана Госвами говорит, что они думали, воображали себе или представляли себе, что „Да, мы достигли цели жизни, потому что мы в самом лучшем месте, в самое лучшее время совершили обряд.”

И упавиштха мудхавиштах - он говорит, что у них было очень хорошее настроение. Как иногда у преданных бывает хорошее настроение после пира, после прасада, иногда люди любят пофилософствовать, они слегка на левый бок склоняются и думают: „Я в самом лучшем Движении, правильно?:)

У меня самый лучший духовный учитель! У нас готовят самый лучший прасад! Мы живем в самом лучшем ашраме!” И человек думает: „Я достиг успеха, все остальные должны мне завидовать, правильно?”  Это тоже один из аспектов - они ходили друг к другу и говорили: „Ты - сосуд милости Господа! Крипа-патра, как вам повезло! Как каждому из вас повезло.”

Это тоже очень любопытная вещь. Потому что почему люди в том числе едут в другое место? Я уже немножко говорил об этом. Они едут, чтобы им потом завидовали. Люди идут в паломничество. Как в мусульманской традиции есть хадж: человек идет в Мекку совершить паломничество и после этого как его называют? Хаджа.

Хаджа значит, что его всюду принимают, что его усаживают на почетное место и хаджа рассказывает что было в Мекке, что он там видел. Обычно он ничего там не видел, потому что в Мекке жуткая толпа этих паломников, которые со всего света туда … Ему очень повезет, если его не раздавят, там очень сложно контролировать все эти толпы. И иногда тоже в Индии тоже самое. В любой религии все то же самое.

В христианстве люди едут на Пасху к Гробу Господню, потом возвращаются и ничего там не видят, потому что там давка страшная. Они заходят в этот храм Гроба Господня, но потом, зато, что доставляет удовольствия им? Потом сказать: „Я был в тот самый момент, когда благодатный огонь взошел.” И все: „Да, да, аааххх! Хаджа!” Или в Индии есть этот знаменитый день явления Радха-кунды в Картику.

Люди едут во Вриндаван, там битком все набито, не протолкнуться и особенно в День явления Радха-кунды около сотни тысяч человек собирается около Радха-кунды и нужно в определенное время совершить омовение и все эти тысячи, тысячи человек, давя друг друга, идут в это озеро. Это бхакти, правильно? И дай Бог, если тебя не раздавят. Или в какие-то определенные дни толпы идут вокруг Говардхана - толпы, толпы, жуткие толпы, непрерывные толпы и идет толпа и обязательно нужно быть в этот день.

Спрашивается, зачем нужно быть в этот день? Чтобы потом сказать: „Я был в самый правильный день.” Какая разница когда омываться в Радха-кунде, скажите мне, пожалуйста? Если мы делаем это, движимые любовью, никакой разницы нету, абсолютно никакой разницы нет. Но людям нужно сделать это в нужное время, как написано в Священных Писаниях, чтобы потом гордиться и говорить: „Я был там и меня чуть не раздавили. А ты не был? Неужели ты не был? Аааа, это было так здорово, так экстатично!”

Преданные, когда возвращаются из паломничества в Индию, они тоже так …. в первый раз ехали и там какой-нибудь бхакта Петя вокруг него собирается еще толпа бхакт и бхакты смотрят на бхакту Петю, который говорит: „Да, там в Майяпуре, там … Да, мы прошли парикрам… А в Пури там …”

Иначе говоря, о чем говорит здесь Санатана Госвами, люди делают какие-то вещи, чтобы почувствовать себя удачливыми. И в Священных Писаниях Кришна пользуется этой психологией людей, Он там объясняет: „это самое лучшее, это самое хорошее” и так как человеку нужно гордиться чем-то, он переносить свою склонность гордиться на духовную сферу и начинает гордиться тем, что он делает все правильно, что у него все хорошо, что у него все в порядке. Но так как он при этом полного удовлетворения не чувствует, что ему нужно еще обязательно?

Нужно, чтобы это кто-то обязательно заметил, чтобы кто-то сказал: „Как тебе повезло! Какой ты удачливый! Как замечательно!” Есть много способов это услышать. Можно, конечно, почитать это в Священных Писаниях, но лучше, если кто-то подойдет к нам и скажет: „Как ты удачлив, как потрясающе, молодец!” Один способ, если никто не приходит, никто не говорит, что сделать? Самому подойти к другому человеку и похвалить его за то же самое, за что вы ожидаете, чтобы похвалили вас, правильно?

Надо подойти к другому человеку и сказать: „Как здорово, ты находишься в месяц Картик во Вриндаване, как тебе повезло!” И услышать в ответ что? „Какой ты удачливый! Ты находишься в месяц Картик здесь, во Вриндаване. Ты правильное дело делаешь!” Для чего мы с вами в общества собираемся? Это один из очень важных социальных мотивов - чтобы говорить: „Ты в ИСККОН находишься, правильно?”

„Как вам всем повезло! Вы находитесь в ИСККОН!” Соответственно, что я имею ввиду? - Что мне повезло. Очень часто люди делают таким образом. Кто-нибудь так играл? Когда мы ждем, ждем, когда нас прославят…  И еще раз, я не хочу этим ничего сказать, но просто нужно понимать наши собственные мотивы. Этим можно пользоваться, шастры этим пользуются, мы этим пользуемся, когда здесь, в этом самом зале бхакти-врикши принимают обеты какого-то человека и перед всеми человек говорит: „Я стал шраддхаваном.” И все кричат: „Джай! Харибол!”

Человек стал шраддхаваном! Это хорошо или плохо? Это хорошо, потому что он стал шраддхаваном, а это значит, что он один круг мантры повторяет, значит у него шраддха появилась. До этого он был просто Петя, а теперь он Петя Шраддхаван. Шриман Шраддхаван Бхакта Петя. И это хорошо, что есть какие-то социальные механизмы поощрить человека, прославить, но при этом-то сами внутри мы должны понимать, что мы в своей бхакти не должны зависеть от прославлений, что мы не должны зависеть от этой похвалы.

Понятно, что мы будем зависеть, но если мы чувствуем внутри, что мы нуждаемся в этом, о чем это свидетельствует? О том, что у нас нет еще чистой бхакти. Может быть это аксиома для кого-то, но иногда хорошо спуститься с небес на землю. Если мы чувствуем потребность в каком-то прославлении, то это значит…

Поэтому Чайтанйа Махапрабху говорит: на дханам - мне не нужно богатство, на джанам - мне не нужны последователи и на сундарим кавитам - кавитам значит ученость, поэзия, но это также значит слова, красивые слова. Чайтанйа Махапрабху говорит: мне не нужны красивые слова, кавитам сундарим. Мне не нужно, чтобы кто-то подошел и сказал: „Ааааххх! Как тебе повезло! Какой ты счастливый!”

***

Вопрос: Вы сказали, что ездить плохо …

Ответ: Я сказал, что ездить плохо :) Я не сказал, что ездить плохо. Неважно скажу я или не скажу, люди все равно будут ездить. Ездить не плохо, просто не нужно считать это бхакти. Был такой хороший итальянский художник Модильяни. И он хорошо в свое время заметил по поводу склонности к поездкам. Он сказал, что поездки или путешествия - это имитация деятельности, когда ничего не происходит особенного, но человек очень занят, правильно?

Надо подготовиться, надо успеть на самолет сесть, надо перелететь - очень бурная деятельность. И ездить неплохо, мы должны ездить, мы очищаемся. Но для чего нужно ездить в святое место? Да, для того, чтобы встретиться там со святым человеком. На самом деле смысл паломничества в том, чтобы увидеть там святого человека и это самое главное. Чтобы прийти к нему и, увидев его святость, проникнуться его святостью, в этом смысл паломничества главный.

Не в том, чтобы погода лучше была, потому что Господь Чайтанья очень милостиво родился в самый ужасный месяц в России, он знал, что это будет дополнительным стимулом, чтобы совершать паломничество - холодно тут, противно, в феврале, в марте, а тут - Гаура-Пурнима, повод, чтобы поехать туда. Это все хорошо, это все можно делать, ничего плохого в этом нет. Можно ездить, даже нужно ездить, но просто не надо слишком этим гордится, не нужно считать себя хаджой.

Б.В. Госвами. Шри Брихад-Бхагаватамрита 1.1.24-30, 19.6.2008

гордость, Чайтанья, паломничество, Бхакти Вигьяна Госвами, Модильяни

Previous post Next post
Up