Я думаю, что тема эта очень уместна в данный момент. Вчера мы с вами говорили о том, каким образом можно подвести людей к преданному служению с помощью культуры в благости и немного говорили об опасностях, которые с этим сопряжены. Но на самом деле опасности ещё сильнее, чем может показаться на первый взгляд, потому что гуна благости, в каком-то смысле означает материальный успех.
Гуна благости подразумевает материальное счастье, материальное процветание, материальное благополучие. По закону материальной природы она неизбежно приводит к этому. И материальное благополучие в свою очередь к чему приводит? К гордости и в конце концов приводит к оскорблениям. Примером этому всему в Шримад Бхагаватам кто является?
Из зала: - Дакша
Бхакти Вигьяна Госвами: - Дакша, который был в каком-то смысле очень благостным живым существом, праджапати, соответствующим и следовавшим всем правилам ведической культуры, хорошо знавшим астрологию, Аюрведу и многие другие аспекты этой культуры. Наверняка индийскую музыку, раги тоже хорошо знал. Красивые мантры произносил, совершал ягьи.
В Йога-сутре Патанджали описаны стадии отречения от материального мира и первая стадия отречения от материального мира достаточно хорошо соответствует постепенному отказу от различных глубин материальной природы. Говорится, что в начале наша привязанность к материальному миру находится в физическом плане в нашем теле. То есть наши чувства в нашем теле привязаны к материальным наслаждениям.
Причем, как правило, отвратительным материальным наслаждениям: к наркотикам, вину, к мясу, к каким-то другим вещам и эту привязанность очень трудно преодолеть и когда привязанность находится на уровне физического тела, то это привязанность в какой гуне?
Из зала: - Невежества
Бхакти Вигьяна Госвами: - В гуне невежества. Гуне невежества это самая глубокая степень рабства, когда привязанность находится буквально в чувствах. Человек сходит с ума если ему не дать сигарету. Человек сходит с ума - он готов на любые преступления, если он привязан к курению он готов убить человека если ему наркотики не дать.
Теперь, когда человек немножечко освобождается от этого рабства... Это очень глубокая степень рабства и когда он немножко освобождается от этого рабства и переходит под влияние гуны страсти, то как утверждает Патанджали Муни, привязанность переходит в сферу ума. Тело уже не так сильно привязано, но ум привязан очень сильно. И что на уровне гуны страсти постоянно порождает ум? Желания.
Ум - это бесконечный генератор желаний: одно желание, другое желание... И наслаждение в гуне страсти имеет по большей части не столько физический сколько умственный характер: человек наслаждается своим положением, богатством... Это в каком-то смысле по большей степени умственное наслаждение - не столько даже физическое.
И можно видеть что иногда страстные люди или люди, которые действительно достигли чего-то они могут на физическом плане быть достаточно аскетичными. Одним из примеров этого является господин Сталин. Все говорили, что рядом он был очень аскетичным, у него был один френч, но при этом наслаждение в гуне страсти или или привязанность которая была на уровне ума, была очень сильной.
И дальше следующий уровень или следующая стадия отречения, опять же в соответствии с Йога-сутрой заключается в том, что человек избавляется от привязанности в физическом теле, избавляется от привязанности в уме, но привязанности в уме приобретает какой характер? Негативный. Это уровень сатва-гуны, о которой мы сейчас с вами говорим и которая, собственно, представляет опасность.
Стих с которого начинает Бхактивинод Тхакур своё описание анартхи и анартха-нивритти - то есть процесса избавления от анартх, утверждает что человек так или иначе отождествляет себя с гунами материальной природы и в этом собственно и заключается анартха.
анартха упашанам сакшад бхакти йога адхокшадже. Это средство избавления от всех она анартх, но до этого он говорит что живое существо находящееся вне гун материальной природы тем не менее тригунатмакам - его атма или отождествление себя с этим миром заключается в тригунатма.
И когда человек отождествляет себя с гуной благости, а это та самая опасность, которую таит в себе ведическая культура - отождествление себя с гуной благости или материальное представление о себе как о каком-то порождение гуны благости, то как говорит Патанджали Муни, у него привязанность на уровне гуны благости приобретает негативный характер - это привязанность по-прежнему в уме, но негативная. В том смысле, что человек начинает гордиться чем?
Из зала: - Своим просвещением, своей осознанностью
Бхакти Вигьяна Госвами: - Ну, да тем, что он такой чистый; тем, что он такой замечательный; тем, что он находится в гуне благости и с высока смотреть на кого?
Из зала: - На других людей
Бхакти Вигьяна Госвами: - На всех остальных, которые находятся в низших гунах материальной природы. Иначе говоря, даже исходя из этого гуна благости в каком-то смысле подразумевает даже ещё большую гордыню чем все остальные гуны, потому что гуна благости позволяет человеку смотреть на всех остальных свысока.
Он начинает считать себя более свободным - гуна благости предоставляет большие возможности и в этом опасность в каком-то смысле духовного пути, потому что духовный путь как мы видим и как мы знаем пролегает через гуну благости. Чтобы попасть в гуну беспримесной благости нужно перейти через гуну благости,но гуна благости таит в себе эту опасность или подводный камень на который можно очень легко наткнуться.
Бхакти Вигьяна Госвами, Очищение от анартх в обществе преданных. Лекция 1 25 декабря 2004, Тюмень