Вопрос: - Почему в отношении нас употребляется слово "секта"? Ещё недавно на радио "Кришналока" аргументировано объясняли что мы не секта, а представители древней монотеистической традиции и тому подобное. Какие признаки и черты секты мы имеем? Как бы Вы ответили на это?
Бхакти Вигьяна Госвами: - Мы безусловно представительный древней монотеистической традиции в этом нет никаких сомнений. Мы насчитываем 5.000 лет, мы самые древние, мы самые лучшие это же очевидно совершенно :) Есть традиция она древняя и она действительно самая лучшая. Насколько мы эту традицию восприняли это другой вопрос.
Насколько мы действительно носителями этой традиции являемся это другой вопрос и наше сектантство проявляется в том, что... Что значит секта? Секта происходит от латинского слова там sect что значит "часть", и секта порождает людей с частичным сознанием, с неполным сознанием, когда люди не воспринимают во всей полноте что-то и у них есть как бы такая узость.
Сектантство это практически синоним узости и если наше занятие так сказать преданным служением приводит к какой-то человеческой узости, что зачастую бывает в силу неправильной практики этой великой духовной науки, то тогда получается сектантство и получаются сектанты.
То есть нужно различать традицию, к которой мы принадлежим и то насколько мы смогли её усвоить. И вот с этим у нас как раз есть определённые проблемы, с тем насколько мы её осваиваем и усваиваем. А вот это беда, с которой нужно бороться. Мы безусловно не секта в том смысле что у нас есть очень большой потенциал, у нас есть наука, которая даёт человеку возможность измениться, которая может человека сделать по-настоящему свободным и по-настоящему широко мыслящим.
акамах̣ сарва-камо ва
мокша-кама удара-дхӣх̣
тӣврен̣а бхакти-йогена
йаджета пурушам парам Там говорится, что только человек по-настоящему широко мыслящий... Удара буквально значит широко, дхих значит разум поклоняется Господу при всех обстоятельствах. То есть по идее мы должны стать этими широко мыслящими людьми. Другое дело, что в реальности это не всегда к сожалению происходит в силу тех или иных причин.
В силу того, что мы не конца и не во всей полноте воспринимаем эту традицию, к сожалению, наша ситуация такова, что наша традиция оторвана от культуры. И что нам нужно сделать? Наполнить как бы, сделать культурное содержание или культурный фон. Сейчас с социологической точки зрения к нам приходят в основном так называемые маргиналы.
Маргиналы это люди, которые так или иначе по той или иной причине выброшены из истеблишмента, те, которые так или иначе не нашли своего места в обществе. выброшены из общества. Не обязательно, не все относится к этой категории, но по крайней мере многие относятся к категории маргиналов. И что нам нужно реально? Нам нужно создать культуру. Культура состоит из очень, очень многого и, собственно, в этом и заключается варнашрама.
Варнашрама заключается в том, чтобы смогли по-настоящему создать культуру и жить в культуре, находиться среди культурных людей, а культура состоит из очень многого: из традиций, обрядов, из отношений, из-за того, как люди относятся друг к другу, как они общаются друг с другом, как они говорят, как они как они воспитывают своих детей, как они... очень-очень-очень многого, чего у нас нет.
Из этих многих тонких моментов. Когда встречаешься с человеком, который действительно является носителем этой традицией, по-настоящему культурным, рафинированным человеком... Если доводилось встречаться с таким вайшнавом, который вайшнав не в первом поколении, который...
Для него это естественно он живёт этим, для него это способ существования, это впечатление совсем другое чем впечатление, которое зачастую производят преданные. Они что там говорят? Купи книжку, а не то в ад пойдёшь! Или как-то так. На них люди смотрят: "Ещё один попался в сети культа опасного". Вот нужно избавиться от этих черт культа, которые у нас к сожалению, что греха таить есть. Но другое дело, что они не присущи нашей традиции. Если человек правильно практикует сознание Кришны, то у него не будет этого всего. Это всё уйдёт.
Бхагавад-гита 9.30 18 ноября 1998, Санкт-Петербург с 56:22-1:01:45