По следам конференции "Наука и религия" в Дубне, 1995

Aug 16, 2021 11:54



Даже самые возвышенные теологи не могут ответить на очень простой вопрос. На самом деле это очень простой, естественный вопрос, который приходит в голову каждому живому существу: "Зачем создан этот мир и почему в нём столько страданий?". И религия должна ответить на этот основной вопрос. Однако, как это ни странно, большинство религий не в состоянии вразумительно объяснить почему этот мир исполнен страданий и почему Бог создал этот мир.  Как недавно, я уже рассказывал об этом в Сухарево, мы были с Анандини в Дубне.

И там, на этот раз, физики встречались не с лириками. Эра физиков и лириков прошла. Теперь физики встречаются с православными. Теперь новый роман завязался. И они обсуждают вопросы, которые интересуют и ту, и другую сторону. И вот один наивный физик спросил у людей, которые должны отвечать на основные вопросы: - Зачем Бог создал этот мир?

И какой был ответ?

Ответ был очень простой: - Не знаю.

Простой, но откровенный. На самом деле действительно, реально, на этот вопрос нет ответа. На этот вопрос не даётся ответа. Любой бхакта, который побыл две недели в храме может сказать: - Бог создал этот мир, чтобы живые существа наслаждались. Неправда ли всё так просто? Более того, они считают этот вопрос незаконным. После этой конференции я ехал с одним теологом. Он большой теолог, он всю свою жизнь занимался изучением теологии. Он самый большой знаток, академик, член-корреспондент всевозможных академий и всего такого.

Я спросил у него: - Как вы всё таки считаете, зачем Бог создал этот мир?

Он был страшно возмущен. Он сказал: - Человек не имеет права задавать этот вопрос. То, что он задаёт этот вопрос свидетельствует, что он ничего не понимает.

Почему он ничего не понимает, хотя это самый естественный вопрос? Зачем Господь создал этот мир?

Он сказал: - Настоящий человек, который находится внутри традиции никогда не задаст себе этого вопроса.

***

Так или иначе это важный вопрос и человек должен понять зачем создан этот мир. Он должен понять природу этого мира иначе он будет находиться в иллюзии, он будет оставаться в вайкунтха-бхраме*. Другой ответ или вариант ответа на этот вопрос дал другой человек с крестом. Он сказал, что изучает квантовую физику и он сказал, что Господь выделил из Себя этот мир, чтобы затем опять с ним соединиться.

Сразу чувствуется влияние квантовой физики. Совершенно бессмысленные действия. Квантовая физика сталкивается с очень многими бессмысленными явлениями на уровне кварков и всего остального. И вот тут вот такая логика: - Он выделил и себя, чтобы опять соединиться.  Зачем нужно было выделять, если он уже был соединён с ним?  И он же очень интересно объяснял.

Он говорил, что физика уже открыла духовный мир, что физика уже открыла некие кварки, эти кварки обладают странными свойствами и например одно из этих свойств, что у них нет координат. Кварк обладает этим таинственным свойством. Это кварк открыт, но он находится нигде. Как его открыла физика непонятно, но тем не менее, открытие было совершено и зафиксировано.

Он говорит: - Это же понятно! Физика открыла духовный мир! Этот кварк и есть духовный мир. На самом деле этот мир и есть духовный мир, потому что он нигде не находится.

То есть полная каша в голове, короче говоря. Это на самом деле проявление всё той же вайкунтха-бхрамы*. Они ищут духовный мир здесь. Они пытаются, они думают что когда они расщепят какие-то материальные элементы, то они обнаружат духовный мир. Это то, что делают философы-санкхьяики. Они тоже расщепляют мир на элементы, они тоже дробят его, они тоже сталкивают в своём синхрофазотроне своего ума элементы и пытаются раздробить их на мельчайшие составляющие.

Но они не могут понять изначальной природы, что связующей, всеприсутствующей силой, которая связует всё является Кришна - Верховная Личность Бога, Господь.

Отрывок из лекции Бхакти Вигьяна Госвами. Шримад-Бхагаватам 3.26.18 10 октября 1995
__________________________________
*Кто может дать определение бхрамы? Это ошибка в восприятии, когда мы принимаем что-то одно за другое. Бхрама - это именно конкретно ошибка восприятия, то есть это изъян буддхи, изъян интеллекта, неправильная интерпретация реальности. Восприятие может быть правильным, но мы неправильно интерпретируем то, что мы воспринимаем. Это заблуждение интеллекта. Буквально русское слово «заблуждение» очень хорошо переводит это, потому что слово бхрам значит блуждать, бхрама значит блуждение. Это ошибка буддхи
Семинар «Таттва-Сандарбха», Лекция 2, 2011
__________________________________

Бхакти Вигьяна Госвами, Наука и религия

Previous post Next post
Up