Бхакти Вигьяна Госвами: - Фанатизм у нас берется от недостатка веры. Фанатизм это признак что на самом деле мы не верим в то, что мы делаем; что мы не очень уверенны в этом, и, чтобы защититься... Фанатизм - это умственная концепция, когда у нас нет реализованного знания, вигьяны, а есть просто какой-то книжное знание - гьяна и это книжное знание мы пытаемся задействовать в соответствии с этим книжным знанием ещё не понимая глубинно как нужно действовать в этих ситуациях. То есть это внешне проявляется как фанатизм.
У человека фанатизм проявляется в том, что человек выключает полностью свой разум. Чтобы быть фанатиком в плохом смысле этого слова нужно полностью отключить свой разум и тогда можно быть хорошим фанатиком и действовать как он услышал, не с тем как он понял, не с тем как он изнутри так сказать реализовал это. И обычно это бывают очень глупые поступки. Фанатики обычно действуют очень глупо. Фанатик в сущности не может дать реального знания, потому что у него нет истинной вигьяны.
От фанатика все только шарахаются. Так что, чтобы избавиться от фанатизма, нужно прежде всего читать книги, думать над ними и пытаться обрести реальный практический опыт всего того, что описано в книгах.
(Вопрос не слышно)
Бхакти Вигьяна Госвами: - Нет, надо, пака он других не заклинил. Фанатики это очень опасные люди. Первая характеристика фанатика это то, что он прежде всего пытается всех обратить в свою веру. Он сам не верит, у него нет никакой веры, но он хочет чтобы все делали тоже самое. Если он совершает какие-то аскезы, то все остальные должны, обязаны совершать те же аскезы и если они не делают этого, то они демоны. Поэтому фанатики очень опасны. Им нужно сказать: - Прабху ты, это самое, может тебе немножечко не проповедовать чуть-чуть пока, не торопиться с этим?
Потому что когда фанатик проповедует это имеет отрицательный эффект на человека.
***
Фанатизм - это желание заставить другого человека делать то, что делаю я. А искреннее желание проповедовать - это искреннее желание дать человеку какую-то милость, сострадание к человеку. Когда человек на самом деле понимает: "Я получил благо и хочу дать это благо другому. И этот человек может не очень сведующим в Писаниях или ещё чем-то, но благодаря искренности желания, человек может воспринять это.
Как первые преданные тоже были большими фанатиками, но при этом у них было очень искреннее желание дать людям повторение мантры и это действительно очень сильно действовало. Как мне рассказывал Маюрадхвадж каким образом он пришел в сознание Кришны. Он говорит, что дружил с Амбариши. Амбариши был его другом и Амбариши первым стал повторять мантру, но он абсолютно не понимал как и зачем это нужно сделать.
Он не мог объяснить, не мог убедить и стал думать как бы мне вот этого Маюрадхваджа обратить. А Маюрадвадж в это время был охотником и наркоманом охотником. Никакой надежды нет. Но было искреннее желание и стал думать: "Как же мне этому человеку помочь?" Но я сам не могу сделать ничего, но наверное другие преданные в других городах они более продвинутые, они смогут это сделать. И он сказал ему: - Маюрадхвадж (тогда Нугзар) поехали в Петербург, у меня там знакомые есть, прошвырнемся, проветримся. В гости просто поедем на 2 недельки.
И ничего неподозревающий Маюрадхвадж поехал вместе с ним. Тот привёл его в какую-то квартиру, у него там адрес был, он сам там никогда не был. Они пришли в какую-то странную квартиру и когда им открыли, Амбариша сказал: - Харе Кришна! И хозяин взял и бухнулся на колени перед ним в поклоне. Тот тоже бухнулся в поклоне. Маюрадвадж сказал: - Куда ты меня вообще привёл? И дальше они стали кланяться, петь, ещё что-то такое. Но две недели он вынужден был жить в этой квартире вместе с ними, но так как все кланяются, то ему тоже пришлось кланяться. И он пожил там две недели и всё, - стал преданным. На этом всё кончилось :)
Бхакти Вигьяна Госвами.
Шримад-Бхагаватам 2.9.36 01 августа 1996, Сочи