Ватсала Прабху: - В Бхагавад-гите описан постепенный путь бхакти, кармы, гьяны и, например 7-я глава описывает "после многих рождений и смертей"
Бхакти Вигьяна Госвами: 7-я глава это гьяна-мишра бхакти
Ватала Прабху: - Преданные делают из чувства долга и гьяни делают из чувства долга, но почему у преданных путь быстрее?
Бхакти Вигьяна Госвами: - Разница между теми и другими заключается в том, что изначально у преданных правильная цель. У преданных сразу цель Кришна и поэтому Кришна говорит мад арпанам - делай это ради Меня.
И, соответственно, в последнем стихе этой главы Бхагавад-гиты Он тоже говорит об этих разных ступенях. Он говорит ман мана ман бхакто мад яджи мам намаскуру. Он тоже говорит о разных ступенях преданности, но при этом Он что всё время говорит? Мам, Мам, Мам! Ман мана мад бхакто мад яджи ман намаскуру Он подчеркивает, это значит, что человек может находиться на разных ступенях преданности, но у него цель очень ясна - Кришна.
Тогда как есть косвенный путь, когда человек идет в Кришне и в конце концов приходится через гьяну. Может прийти. са махатма судурлабха Но просто он так медленно приходит, потому что он с самого начала цели своей не знает. То есть для него цель гьяна, цель познать, понять единую природу всего сущего. В этом разница. Если нам с самого начала очень ясно, что цель - Кришна, то на каком бы уровне я не находился...
Как меня вчера спросили на форуме: - Каким образом человек на уровне шрадхи может быть чистым преданным? И тот же самый вопрос мне всё время мне задаёт мой славный секретарь. Он всё время спрашивает: - Как человек когда сердце его ещё не очистилось, может заниматься уттама-бхакти или чистой бхакти? Может ли человек на уровне шрадхи быть чистым преданным? Может или нет?
Ватсала Прабху: - Может
Бхакти Вигьяна Госвами: - Обязательно может. Рупа Госвами: - Это все ступени чистой преданности. В Бхакти-расамрита-синдху не говорится изначально, не описывается нечистая преданность - только чистая преданность, только уттама бхакти. Даже на уровне шрадхи человек может быть чистым преданным, не смотря на то, что сердце у него грязное. Как он может быть чистым преданным, не смотря на то, что сердце у него грязное? Да, если у него есть четкая цель. Если его стремления и мотивы только дойти до Кришны.
Ватласа Прабху: То есть у него не совсем только чувство долга?
Бхакти Вигьяна Госвами: - Ну у него есть цель и он делает это потому что он движим ещё не привязанностью к Кришне, а тем, что может быть, он просто понял это. Понял: "Мне только Кришна нужен". Поэтому Сам Кришна говорит в девятой главе - апи чет судурачаро бхаджате мам ананья бхак садхур эва самантавьяк - его, такого человека нужно считать садху. Даже если он глупости делает, даже если он грехи совершает, даже если он ошибки допускает, даже если у него сердце грязное. Почему? кшипрам бхавати дхарматма Такой человек очень быстро очищается, потому что у него правильная решимость.
Как мы сегодня ехали со Славой Силкиным и у него в машине схема в блокнотике. Я сначала не понял, что имеется ввиду, а потом всё понял. Там синусойда, кривая и в конце стрелка и написано "Карма". И там не просто одна кривая. Там как бы две кривых рядом. А внизу значит тоже такая кривая синусойда и всю эту кривую пересекает прямая линия и стрелка.
Это он таким образом описал разницу между преданным и непреданным. Потому что у непреданного есть карма-синусоида: то хорошо, то плохо; то везёт, то не везёт; то удача, то неудача; то счастье, то горе привалило. И обычный человек вместе этим что делает? Переживает, возбуждается - если хорошо он там, если плохо - он тут и опять там и опять тут. То самоубийство решил совершить, то наоборот - решил всех остальных убить, то ещё что-нибудь. То туда, то сюда идёт эта кривая, ведёт его и вместе с этим осцеллирует его сознание. Но преданный что с ним происходит? Карма у него какая?
Ватсала Прабху: - Такая же
Бхакти Вигьяна Госвами: - Точно такая же. Туда-сюда, туда-сюда, туда-сюда. То плохо, то хорошо, но сознание у него какое?
Ватсала Прабху: - Горизонтальное.
Бхакти Вигьяна Госвами: - Да, оно стабилизировались. Кришна стабилизировал. Постепенно-постепенно Он стабилизирует его сознание и делает его... И это то, что говорит Кришна - йавастхита йасаха - если таким образом он решительно направлен, то такой человек - садхур эва самантавьях - чтобы у него там ни было: падения, ещё что-то такое...
Бхакти Вигьяна Госвами. Бхагавад-гита 9.27, 17.10.2004