Периодически традиция должна взрываться революционерами

Apr 05, 2021 11:41

Реплика из зала: - Мы все-таки древние…

Бхакти Вигьяна Госвами: -  Мы самые древние, это понятно! Мы самые лучшие это понятно. Мы самые чистые, мы самые замечательные, самые умные, самые хорошие 🙂 и самые скромные 🙂 🙂 🙂, что особенно бросается в глаза. Традиция очень древняя, но если взять и рассмотреть парампару нашу, то мы можем увидеть, что связь, например, с Мадхава-сампрадаей у нас, если честно, достаточно относительная.

Недавно на сайте Мадхава-сампрадаи была опубликована большая статья, где представители Мадхава-сампрадаи отрицают нашу причастность к Мадхава-сампрадае.  Очень обоснованно говорят, что так и так, «не имеют они никакого отношения, самозванцы, примазываются к нашей славной сампрадае».

В каком-то смысле это так, это всего лишь проповеднический прием, потому что Господу Чайтанье не нужно… Он Сам Господь, Ему не нужно присоединяться ни к какой сампрадае, Ему не нужно приходить в какой-то сампрадае.  И то, что Он принес, то, что Он сделал, являлось действительно сильным разрывом с традиционной сампрадаей Мадхавачарьи. Философски мы ближе к Рамануджачарье.

Если взять философию Рамануджачарьи, там гораздо меньше отклонений, философия Рамануджачарьи, вишишта-адвайта, очень близка к нам.  Если взять философию Мадхавачарьи, там можно увидеть такие странные вещи, которые очень трудно укладываются или согласуются с тем, что у нас говорится. И, скажем, сейчас готовится к изданию в «Философской книге» книга Капура, он там перечисляет 10 отличий и 10 сходств, которые роднят нас с философией Мадхавачарьи и с этой цепью ученической преемственности и которые отличают нас от нее.

То есть Господь Чайтанья пришел, и Он не просто принес традицию как таковую, Он традицию возродил. Как мы в начале говорили, что есть две категории людей - есть люди, которые слепо подражают кому-то, чему-то новому, и есть люди, которые столь же слепо следуют чему-то старому.  Господь Чайтанья не относился ни к той, ни к другой категории.

Все великие проповедники приходят, и они возрождают традицию, они оживляют традицию, они делают традицию живой, потому что традиция омертвляется. Если мы будем слишком много говорить о традиции, то нас можно легко поймать, что, так сказать, в нашей традиции там много всего такого, с чем мы, может быть, не хотели бы себя особо ассоциировать.

Поэтому мы ачинтья бхеда-абхеда-таттва - когда нам нужно - мы древние 🙂 , когда не нужно - мы революционеры, это ачинтья. Мы сочетаем в себе одновременно и то и другое. Но это факт, что чтобы традиция была живой, она периодически должна взрываться такими революционерами, каким был Господь Чайтанья, каким был Бхактисиддханта Сарасвати, каким был Шрила Прабхупада.

И традиционалисты до сих пор не могут этого понять и смириться не могут. Как недавно одни из наших «друзей» в кавычках из конкурирующей организации гаудия-вайшнавской опубликовали свой информационный бюллетень. И там в информационном бюллетене, он весь посвящен, там статьи хорошие есть, интересные, что Бхактивинод Тхакур, Бхактисиддханта Сарасвати, еще что-то такое…

И самое интригующее в названии этого бюллетеня - в конце. «Ку-сиддханта» написано. «Ку-сиддханта» значит «ложная сиддханта». Я сразу заглянул в эту «ку-сиддханту», что это за «ку-сиддханта». И там, значит, в такой черной траурной рамке большими буквами написано: «Ку-сиддханта» и приведены цитаты из наших книг 🙂, в частности, из «Йоги приема пищи», еще из чего-то…

Такой небольшой камешек в наш огород. Теперь, если взять этот бюллетень и посмотреть на него объективно. Там много хороших вещей, но кто сможет понять этот бюллетень? Этот бюллетень, он написан на странном языке, и через каждые два слова, третье - какой-нибудь жаргон, какое-то бенгальское слово.

Там чего только нет, там весь этот бенгальский традиционализм так вот оттуда и пышет. И для людей, для ценителей может быть есть в этом что-то хорошее, но если дать это кому-то на улице, человек посмотрит на это как баран на новые ворота, не поймет ни слова и выбросит это.  Тогда как все цитаты, которые наши уважаемые критики, к которым мы исполнены почтения, и которых мы очень уважаем, но держимся от них на расстоянии почтительном, все эти цитаты по сути дела обращаются именно к людям простым, с улицы, чтобы эти люди могли воспринять.

Они не понимают, что, в сущности, это проявление милосердия и попытка людям, которые вообще ничего не знают об этом, дать Движение Господа Чайтаньи. И они замкнулись в этой своей башне из слоновой кости, и они там очень умные, они знают всю эту… что такое «ку-сиддханта», что такое «су-сиддханта», что такое «апа-сиддханта», что такое «упа-сиддханта».

И хорошо. И пусть. Но мы будем со своей «ку-сиддхантой» давать людям книги Шрилы Прабхупады, потому что это самое главное, это суть Господа Чайтаньи. И пусть там какие-то мелочи, может быть там, да, там написано, что у Бога есть много разных имен - Будда, Аллах - все одно и то же.  Может быть со строгой точки зрения это не совсем, где-то в каких-то тонкостях не так - не важно. Главное, что услышав это и увидев это, человек сможет что-то понять.

Что сделал Шрила Прабхупада? Шрила Прабхупада сделал традицию живой и сделал традицию насущной. Не чем-то таким непонятно каким, пусть красивым, но чужим, он сделал ее близкой и родной каждому человеку. Как недавно мы вышли на харинаму в Москве и шли по Арбату, и вдруг какая-то девушка увязалась за нами. Она стала идти за нами. Сначала она смотрела на нас так широко открытыми глазами, потом она пошла за нами, потом вдруг она стала плакать. Она шла и плакала. Мы пели, она плакала. Потом она утерла слезы и стала петь вместе с нами. Шла и пела. И потом она стала смеяться и стала говорить: «Господи, хорошо-то как! Хорошо-то как! Харе Кришна»! 🙂

Она пришла с этой харинамы в храм, она купила себе четки, купила сари, и приговаривала: «Господи, хорошо-то как, что ж такое-то?!» И ей неважно было, там, «ку-» это сиддханта или «су-сиддханта» или еще что-то такое. Нет, она получила святое имя, и пусть кто угодно, что угодно говорит - неважно.

Неважно, потому что да, никто с аккордеонами и с баянами раньше на харинаму не выходил 🙂 Это не традиционный инструмент. Тут говорится, что когда Господь Чайтанья поет святое имя, то звуки вины при этом слышны. Да, традиционный киртан - с виной, но мы выходим с аккордеонами, и никаких проблем нет, и поем маха-мантру на мотив коробейников. Харе Кришна Харе (поет на веселый мотив) и кому-то это не нравится.

Когда человек идет и хочет дать людям что-то, то случаются чудеса. На самом деле, когда Господь, находящийся в нашем сердце, слышит это горячее желание, Он откликается, Он не может не откликнуться на это. Если Он видит это желание, что мы хотим кому-то дать святое имя, то Господь откликается в сердце того человека.

Семинар «Миссия Господа Чайтаньи»,  Лекция 1, Краснодар, 2001

Чайтанья, Бог, Бхакти Вигьяна Госвами, традиция, духовная революция, Прабхупада

Previous post Next post
Up