пхала-адхикарана
«Плоды кармы всем дживам ниспосылает Бог, а закон кармы - лишь инструмент в Его руках, который сам по себе лишен сознания и не независим»
СОМНЕНИЕ: Вероятно, плоды деятельности предоставляются человеку не Богом, но его кармой как следствие определенных личных заслуг. Т. е. карма -- это особый божественный принцип вселенской справедливости. Ведь даже если кто-либо приписывает эту роль Богу, плоды деятельности приводят к человеку не иначе как в соответствии с его индивидуальной кармой, не так ли?
СИДХАНТА: Всех и каждого плодами награждает именно Господь, ибо Он - Личность, совершающая вполне конкретные сознательные действия. Карма же в Его руках - всего лишь инструмент, не наделенный сознанием. Бог есть не только даритель плодов, и потому в «Брихад-араньяке» (5.9.27) о Нем говорится так: брахма датах парӑйанам - «Брахман (Бог) есть -- высшая мудрость и блаженство. Ниспосылая заслуженные плоды всем душам, Он становится их высшим прибежищем». Существует мнение, будто Бог взаимодействует только с кармой праведников.
Однако это не так, ибо Он ниспосылает заслуженное всем и каждому. В этой связи в «Шатпрашна-упанишад» (3.7) утверждается: пунйена пунйам локам найти / папам найати «Праведников Господь отправляет после смерти в благодатные миры, а грешников - в миры исполненные порока». Итак, Всевышний Парамешвара, будучи абсолютно независимым Властелином, ниспосылает заслуженные плоды всем обитателям мира материи, а для духовных подвижников в положенный срок Он открывает путь к Освобождению. Здесь запечатлена несравненная слава Господа, осознание которой прямо способствует пробуждению преданности и любви к Нему. Согласно Мадхвачарье именно в этом состоит итоговый вердикт учения Веданты (3.2).
Гададхар Пандит Дас. Веданта «Суть послания Вед» в кратком изложении «Ану-бхашйа» учителя мира - Шри Мадхвачарьи, TEMA № 20, стр. 233-234