TEMA № 28
пӯрва-викалпа-адхикарана
«Допустима ли смена учителя, гуру?»
СОМНЕНИЕ: Вероятно, важно следовать первому принятому Гуру и избегать обращения к другому? Ведь в писаниях говорится: гуру-мантра-паритйӑгӣ рауравам нпракам враджет - «Тот, кто перестает использовать в духовной практике мантру, полученную от гуру, падет в страшный ад Раурава».
СИДХАНТА: В отношениях с учителями существует несколько правил. Иногда первый встреченный гуру как будто не дает над- лежащего знания, соответствующего духовной природе конкретного ученика. Тогда с его позволения можно принять наставления у иного гуру, готового пролить особую милость на данного ученика. В реальности первый и второй гуру могут оказаться одного уровня, но неопытный ученик склонен поддаваться нездоровой тенденции ума, всегда ищущего удовольствие в чем-то новом.
Такая в сути своей оскорбительная мотивация представляется весьма опасной, ибо она, в конечном счете, может стать причиной отклонения от духовной практики. Если новый учитель поистине высшего уровня - уттама, и он послан ученику самим провидением, вероятно, уместно попросить его о прибежище. Но принимать второго учителя, чей духовный статус ниже предыдущего гуру, ни в коем случае нельзя.
В писаниях смрити встречается рекомендация:
пӯрвасмад уттамо лабдхах
свайам эва гурур йади
гхрнийад авичӑрена
викалпахсамайорбхавет
«Если второй, более совершенный, учитель появляется сам собой, его следует принять, отвергнув всякие сомнения. Но если первый и второй учителя относятся к одному уровню, может случиться викалпа - отклонение с пути ученичества».
Гададхар Пандит Дас. Веданта «Суть послания Вед» в кратком изложении «Ану-бхашйа» учителя мира - Шри Мадхвачарьи