Алексей Титов: - Вопрос по мотивам Вашей последней лекции. Она меня запутала немного и у меня есть трудности с тем, чтобы каким-то образом понять что такое «растождествить себя с умом».
Бхакти Вигьяна Госвами: - Не у тебя одного :)
Алексей Титов: - То есть я понимаю, что обычные развитые люди, которые стремятся к совершенству, живут и пытаются, если ещё могут честно посмотреть внутрь своего сердца… Они видят где есть скверна и могут от неё отказаться. По крайней мере, отдают отчет себе в этом. И меня смущает, что в этой формулировке предлагается избавиться от ума, сказать, что я не ум, но я всё равно остаюсь вот этим вот существом. Внутри себя я должен себя поменять, а если я скажу что я не являюсь этим умом, то я сбрасываю с себя ответственность. Вот я запутался в этом.
Бхакти Вигьяна Госвами: - Нет. С помощью чего ты будешь менять свой ум?
Алексей Титов: - Похоже, с помощью веры, желания, стремления.
Бхакти Вигьяна Госвами: - Чтобы поменять свой ум надо перестать быть умом? Правильно? С помощью ума невозможно поменять ум? С помощью скальпеля невозможно скальпель разрезать. То есть в любом случае, чтобы менять ум нужно перестать быть умом, тебе нужно на ум посмотреть со стороны. Правильно?
Алексей Титов: - Ну да.
Бхакти Вигьяна Госвами: - И задача-то заключается даже не в том, чтобы менять свой ум, а в том, чтобы перестать им быть. Потому что когда ты есть свой ум ты не можешь им владеть. Поменять свой ум значит в конце концов овладеть им. Сейчас у тебя есть некие инстинкты, привязанности, рефлексы, которые заложены в твоей карме, в твоём уме и это есть ты. И если ты начнешь менять с помощью своего же ума, то это будет очень медленный, очень болезненный и очень бессмысленный процесс. В то время как единственный способ на самом деле поменять - перестать им быть.
И так как ты перестал им быть это означает, что тебе не нужно больше подчиняться каким-то своим рефлексам, своим прихотям, своим дурацким представлениям. Ты перестал им быть, ты перестал быть машиной с эти умом. Это единственный способ поменять - в любом случае. И при этом ответственность с себя ты не складываешь. Очень интересная иллюстрация, пример. Йоги, достигшие совершенства не делают новой кармы, но у них остаётся старая карма. И сама по себе йога, это записано у Патанджали Муни, не сжигает карму целиком.
Они чувствуют и видят, что у них в уме всё ещё осталось очень много кармы, привязанностей, ещё чего-то. Что они делают для этого? Напущу сейчас мистического тумана, чтобы интересней было. Это некий стандартный процесс для йогов на высокой ступени развития. Они порождают биороботы для отработки кармы, которая у них есть. Они знают - за одну эту жизнь вся карма, которая у меня есть я не могу отработать. Они могут вплоть до девяти биороботов породить.
У этих роботов нет души или это продолжение их же самой штуки. Единственное что они должны делать - просто отрабатывать карму. Потому что йог знает - у меня столько всего. Если я не отработаю её то не дай Бог мне ещё придётся рождаться. И возникают, я уж не знаю как, не спрашивайте меня, я не специалист как таких роботов породить, но возникают некие тела с умом, но без души, вернее отдаленно связанные с этой самой душой. Их единственная задача, их единственная миссия в том, чтобы все хорошее и все плохое, что у него в карме накопилось, отработать. И какой-то момент, когда кусок кармы, который они вложили в этого кадавра, в этот биоробот, отпадет они бух - и умирают. Всё кончается, тело падает.
То есть иначе говоря они признаются в том, что даже они не могут целиком свой ум или ту карму, которая в уме накопилась, изменить. Для этого им нужно кого-то, кто пойдёт и это отработает. Какие-то, я не знаю, что им нужно, через вот эту систему они делают. Они…я даже забыл как они называются. Есть специальный санскритский термин как этот метод называется. Это особая техника. Но Кришна говорит не об этом. Кришна говорит, что есть более простой и естественный метод. Просто отойти посмотреть со стороны и в этом же самый миг человек избавляется от кармы и перестает быть машиной.
Потому что что такие карма? Карма это машина, механизм. Человек становится собой. Собой значит я, собой значит свободен, он на завязан своими заморочками - он полностью свободен. Полностью свободен значит непредсказуем, значит на него не распространяется… Классический мотив в литературе, описывает святых выкидывающих фокусы. Сварупа-лакшана настоящего святого - его непредсказуемость. К нему приходит кто-то и ожидает чего-то от него.
Потому что мы приходим так казать к святому и мы ожидаем от него что он нам скажет, мы ему уже денежку принесли за нужный совет. Как мне рассказывали про одного старца в каком-то монастыре, к которому много людей стало приходить. И обычно к таким людям люди приходят чтобы он им какие-то материальные проблемы решил. К нему пришли две новобрачные пары, чтобы попросить благословений на счастливую семейную жизнь. Два жениха и две невесты.
Они пришли и говорят: - Отче наш, благослови нас! Он посмотрел на них, посмотрел и говорит: - Что-то не сходится. Что-то не то. А-а-а, понял! Иди-ка сюда! Он взял невесту от одного жениха и дал другому жениху. И говорит: - Во-во! Теперь благословляю, женитесь дети мои! С тех пор к нему никто не стал приходить за благословлениями. По крайней мере, женихи с невестами перестали к нему приходить. Почему он мог это делать? Потому, что он не ум. Умом такое придумать нельзя. Ум - конформист.
Алексей Титов: - А вот способность человека развиваться и все время преодолевать в себе… Вот эта тяга становится лучше заложена в разуме или душа хочет проснуться? Что это такое? Бхакти Вигьяна Госвами: - Может душа хочет проснуться, а может ложное эго хочет о себе лучше думать :)
Алексей Титов: - Ну вот хорошее у нас всё же есть? Что это такое?
Бхакти Вигьяна Госвами: - Искра Божия. Это осознание души некоей своей ущербности или некоего своего несовершенства, своей неполноты. Которая толкает, но так как она не очень понимает кто она. Она очень часто думает, что я обрету то, что я ищу в этом, в этом, в этом и разочаровывается постоянно.
Даршан в Москве 4.7.2006