Вопрос: - Вы сказали что гуру может отказаться от ученика. И очень часто встречается такие моменты что ученики нетактично и некрасиво ведут себя по отношению к другим преданным. И как вот…
Бхакти Вигьяна Госвами: В Харинама Чинтамани говорится, что если духовный учитель дал посвящение человеку, у которого нет веры, который не верит в принцип бескорыстного преданного служения и оскорбляет других, если он дал посвящение человеку, у которого были какие-то свои ложные мотивы, то такой учитель, поняв, что он совершил ошибку, должен отказаться от такого ученика и лишить его посвящения. Если он этого не делает этого, то он становится ответственным за его оскорбления им других вайшнавов.
Он накапливает дурную карму или он накапливает апарадхи, он утрачивает вкус в конечном счёте и утратив вкус он может упасть со своего уровня. И надо очень хорошо понимать. Люди думают: «О, я получил посвящение. Теперь я могу делать всё что угодно. Мне рекомендация уже больше не нужна». Правильно? Какие проблемы? Если вы хотите чтобы ваш гуру упал - делайте всё что угодно. Если до этого он от вас не откажется. Этот принцип нужно очень хорошо знать. Если мы вступаем в какие-то отношения с духовным учителем, мы принимаем на себя ответственность не только за самого себя, но и за него тоже.
Потому что любые отношения это всегда двусторонняя вещь , это всегда двусторонняя ответственность. Это ответственность. Отныне по мне будут судить о моём духовном учителе, и если я делаю какие-то гадости, глупости, ерунду какую-то, если я не учусь у своего духовного учителя, то это очень плохо. И плохо не только для меня - плохо для духовного учителя в том числе. Поэтому говорится, что духовный учитель принимает карму учеников. Он реально принимает карму учеников.
Это совершенно реально никакой не мистический процесс. Абсолютно элементарный на уровне здравого смысла процесс. Человек делает что-то дурное и сразу же приходят какие-то последствия в виде многих вещей. Так как он связан с духовным учителем этой связью… Он декларировал: «Отныне я такой, я великий, я - святой или по крайней мере учусь - кандидат в святые, без пяти минут святой. Если он живёт таким образом… Сразу же последствия идут на него и на духовного учителя. Потому что духовный учитель самим фактом того, что он дал ему посвящение он принимает ответственность за него, за его поступки.
Поэтому это очень серьёзная вещь. Любые отношения это ответственность. Люди почему-то думают: «Моя ответственность, мои отношения с духовным учителем - вот он в рамке на фотографии - кормить его будем, пусть не плачет». Все их отношения в основном с фотографией на алтаре, которая непонятно какую роль в его жизни играет. Часто люди спрашивают… Это один из самых абсурдных вопросов, которые очень часто в ИСККОН задают: «Как мне выбрать духовного учителя?» Как мне выбрать… Как мне выбрать…»
Я всегда или очень часто на него отвечаю: «Духовного учителя не выбирают - у него учатся». Люди думают, что единственное, что мне нужно сделать с духовным учителем это его выбрать. Если я у кого-то учусь - он мой учитель. Если я у него не учусь выбирай-не выбирай ничего от этого не поменяется. «Я его выбрал. Всё - я его выбрал. Поставил на алтарь». Этим всё кончилось. Самый абсурдный вопрос, который можно придумать. Если я у кого-то учусь - он мой духовный учитель. Всё. Зачем его выбирать нужно?
Если я ни у кого не учусь, значит у меня нет духовного учителя. Всё. Но нет - я не учусь, но я выбираю. Всё элементарно просто. Из этого делается какая-то мистическая чехарда в трёх действиях. Драма. духовный учитель нужен чтобы я у него учился. Учился, значит менялся, значит перестал быть таким, какой я есть со своими рефлексами условными. Человек отличается от животного тем, что он может преодолеть свои условные рефлексы и духовная наука это способ преодолеть условные рефлексы свои, а не оставаться таким же как я есть. Всё. Просто и элементарно.
И мой условный рефлекс - «я это тело». Все мои рефлексы основаны на этом принципе - «я есть это тело и я есть ум». И поэтому все мои условные рефлексы, в конечном счете, оскорбительны. В конце концов, они оскорбительны и чем быстрее избавлюсь от своих условных рефлексов, которые есть моя карма тем лучше, если я на самом деле хочу чему-то научиться. Это серьёзная вещь с духовным учителем. Не нужно шутить с этим.
Шримад-Бхагаватам 6.10.10. Жизнь - наше богатство 8 июня 2011, Луганск. 1:14:08-1:20:41