...Есть материальный мир, который, мы знаем, не вечен, он временен, но тем не менее, как таттва, он является неотъемлемым компонентом всего творения. Есть индивидуальное живое существо и есть Бог.И нам нужно очень хорошо понять эту реальность, потому что ересь начинается с того момента, когда человек пытается так или иначе объявить нереальными две из этих трех сущностей. Все философии этого мира можно расквалифицировать по этому принципу. Потому что все философии этого мира так или иначе пытаются поставить акцент на одной сущности и пренебречь реальность двух других. И такой подход как называется, когда мы говорим, что есть только одна сущность и все остальное является, так или иначе, чем-то эфемерным?
Как это называется? Монизм. И есть разные формы монизма. Мы привыкли считать, что есть только одна форма монизма, то, чему Шанкарачарья учил. Но на самом деле материализм это что такое? Это тоже монизм. Потому что они утверждают, что есть только какой принцип? Материя. В сущности, есть три вида философий, которые принимают реальность одной сущности и, принимая реальность одной сущности, понимая, что все три сущности очень трудно понять одновременно, что очень трудно в нашу маленькую башку вместить реальность всех трех вещей, трех таттв, они пытаются, так или иначе, двумя пренебречь.
Потому что когда одно, все очень просто. Правильно? Все просто и жизнь становится легкой и ясной. Когда три нужно держать в уме! Очень сложно, очень сложно. Мы все знаем. Преданное служение именно поэтому такое сложное, что нужно сразу о трех вещах думать одновременно: об индивидуальных живых существах, о Боге и о материи понимать их тройственное существование в их взаимоотношениях.
Но на самом деле, реальность то во всей ее полноте заключается в том, чтоб понять эти три сущности и их взаимоотношения. Есть люди, которые говорят, что существует только «я». Правильно? Потому что это нечто непосредственно ощущаемое нами. «Я существую», правильно? Так как я существу, все остальное сомнительно. Декарт говорил об этом, что все остальное, есть оно или нет, этого я не знаю. Я знаю только что? Только - Я думаю, значит я существую.
Все остальное следует подвергать сомнению. Есть там этот мир или нет, это трудно сказать. Есть другие живые существа? Может быть они приснились мне? Сидят тут какие-то и во сне я им что-то объясняю. Есть этот мир или нет? Может быть только в моем ощущении он существует? Это не понятно. Люди с философским взглядом будут говорить: «Есть одна непосредственная реальность - это я .
Все остальное, в большей или меньшей степени, иллюзия. Бог, кто Его видел?». Кто видел Бога? Видел из вас кто-то Бога? Кто-то говорит, что он видел, но кто его знает? Может быть это он сам пришел к нему в виде бога, также как он сам пришел сейчас к нам в виде всех этих живых существ, которые смотрят на нас. В общем, не понятно». Другие люди говорят: «Материя.
Материю можно пощупать. Душу нельзя пощупать, Бога нельзя пощупать. Поэтому, какой смысл? Все реально постольку, поскольку оно материально. Материю можно измерить, материю можно пожевать, материю можно понюхать. Все остальное ерунда. Поэтому все остальное не важно». И есть люди - мистики. И мы с вами относимся к третьей категории, категории мистиков. Они говорят: «О! Все остальное нереально, Бог реален». Но каждый из этих людей ошибается. И Мадхва начинает свою философию с понимания того, что давайте попытаемся понять, что все три сущности реальны. И именно это мы должны понять. И понять это не так то просто. Потому что тенденция в нашем уме будет низводить все остальное до состояния иллюзии или состояния нереальности...
Полностью: Бхакти Вигьяна Госвами, Вриндаван (12.11.2005)
«Бхагавад-Гита», 9.10