Вьяса продолжал: - Брахма - изначальное семя Вселенной с ее подвижными и неподвижными существами. Вначале дня он пробуждается и творит с помощью авидьи эту Вселенную. Первым появляется махат-бхута, затем возникает небо (пространство). Из пространства появляется звук, потом возникают ветер, огонь или свет (называемый шукрам), который проявляет красоту мира и начинается существование. Из огня возникает вода, которая несет вкус. Из воды берет начало земля, которая порождает запахи. Таково начальное творение.
Материальное тело творится из пяти элементов. После сотворения грубого возникает тонкое тело. Изначальный творец всех живых существ с помощью Своей майи создает все подвижное и неподвижное, живое и неживое. А Брахма, вторичный творец, создает миры полубогов, мудрецов, предков и людей, реки, моря, океаны, стороны света, страны, селения, холмы и горы, деревья, людей, киннаров, ракшасов, птиц, зверей и домашних животных, а также змей. Все сотворенные существа получают те атрибуты, которые они имели с предыдущего творения: вредоносность, миролюбие, мягкость, свирепость, праведность, грех, правдивость, лживость и т.д.
Покаяние есть высшее благо для всех живых существ. Основа покаяния - спокойствие и самообуздание. Благодаря покаянию человек достигает Всевышнего, Благодаря покаянию мудрецы способны непрерывно читать Веды.
С самого начала творения возник божественный ведический звук Ом, воплощение знания, не имеющий ни начала, ни конца. Из этого звука возникли все виды деятельности. Имена мудрецов, все, что было создано, разнообразие форм, видимых во всем сущем, и ход действий, происходят из Вед. По истечении ночи Брахмы, на рассвете дня Брахма создает из существовавших ранее прототипов все то, что было создано им.
В Ведах описывается освобождение обусловленных душ, изучение Вед, семейный уклад жизни, жизнь в отречении, покаяния, исполнение обычных обязанностей во всех укладах жизни, жертвоприношения, медитация и достижение совершенства. Брахманы познают Верховный Брахман, кшатрии совершают жертвоприношения, вайшьи занимаются земледелием, а шудры - служат трем высшим сословиям.
Покаяния предписаны брахманам. В Крита-югу в жертвоприношениях нет необходимости. Они необходимы в Трета-югу. В Двапара-югу жертвоприношения, как и в век Кали, теряют ценность. В век Криту люди, поклоняясь Верховному Господу, практиковали йогу и совершали аскезы. В Трету люди поклонялись Богу, изучая Веды, совершая жертвоприношения, и также в этот век возникают четыре уклада жизни. В Двапару из-за сокращения продолжительности жизни все сходит на нет.
А в Кали-югу Веды становятся очень скудными, так как люди пренебрегают ими. Мучимые беззаконием, люди страдают от забвения ведических обрядов и жертвоприношений. Праведность, которая преобладает в Крита-югу, сейчас видима в брахманах с чистой душой, преданных аскезам и изучению писаний. В другие юги праведность зрима в исполнении дхармы, изучении Вед, совершении жертвоприношений, соблюдении обетов и паломничества по святым местам.
Махабхарата Шанти-парва, глава 193, стр. 543-544