...Кришна постепенно в течение «Бхагавад-гиты» подводит нас к пониманию очень сложной истины - того, что есть Бог и Богу нужно предаться. Люди, в большей или меньшей степени, признают, что Бог есть. Это, до какой-то степени, вещь очевидная. Если человек не совсем глупец, если он немного может подумать и посмотреть на этот мир, он поймет, что за всем этим стоит Бог, что просто так ничего не могло возникнуть. Как Шрила Прабхупада говорит здесь, в комментарии, что ученые говорят, что все случайно возникло.
Мы знаем, что случайно даже котята не рождаются. У всего есть своя причина и должна была быть изначальная причина. Теперь ученые говорят, что изначальная причина - большой взрыв. Мы знаем, что когда взрывается что-то, то что-то хорошее из этого получается? Это был «особый» взрыв. Появились планеты, солнце, вселенные. Все четко скоординировано друг с другом. Все движется друг вокруг друга. Хороший был взрыв. Единственный взрыв за все время.
Даже Эйнштейн говорил, который был неглупым человеком: «Бог не играет в рулетку». Это значит, что место для случайностей или для хаоса нет в этом мире. Все происходит неслучайно. За всем этим стоит какой-то закон. И любой нормальный человек до какой-то степени может понять, что есть Бог или какая-то сила, непонятно какая, но она есть. Первую часть того, что есть Бог, человек может принять.
Вторую часть - то, что Богу нужно предаться, покориться, подчиниться, следовать Его воле, сложно понять. Каждый из нас наделен собственной волей, своим желанием, своим пониманием того, что такое хорошо, что такое плохо. Каждый хочет, чтобы было, по-моему. Каждый хочет: я хочу, чтобы было так, как я хочу. А все время почему-то получается по-другому. Это самое главное доказательство существования Бога. Я все время хочу чего-то, а получается по-другому.
Человек не понимает, что задача человеческой жизни - скоординировать свою волю с волей Бога, не пытаться настаивать на чем-то своем и вносить помехи в эту систему, а пытаться настроить свое сознание на сознание Бога. Что такое сознание Кришны? Это когда мое сознание не отличается от сознания Бога, когда моя воля не отличается от воли Бога, когда мое желание не отличается от желания Бога. Шрила Прабхупада говорит, что, когда это происходит, человек становится счастливым.
Когда моя воля расходится с волей Бога, могу я быть счастливым? Все время помехи будут. Все время будет фонить что-то. Все время будет что-то не так. Цель, миссия, предназначение человеческой жизни - понять, что я должен, в конце концов, настроить свое сознание, подчинить свое сознание высшему сознанию, сознанию Бога, принять Его волю в своей жизни и жить в соответствии с Его волей, а не в соответствии со своей волей. Понять это очень сложно. Человек все время сопротивляется.
Он думает, что Бог нужен для того, чтобы он делал, как я хочу. Когда люди идут в церковь или в мечеть и говорят: «Бог, сделай так-то и так-то. Вот у меня план есть». Бог говорит: «А у меня тоже план есть. Как нам быть? Кто поменяет свой план?» Мы говорим: «Ты должен поменять свой план. Я хочу, чтобы было вот так». Он говорит: «Извини, пожалуйста». Тогда люди выходят и говорят: «Нет Его, потому что Он не делает так, как я хочу».
В «Бхагавад-гите» Кришна потихоньку подводит человека к пониманию этого сложного факта. Он не говорит с самого начала Арджуне: «Арджуна, предайся Мне». Он знает, что с самого начала никто из нас не готов к этому. В самом начале «Бхагавад-гиты» (2.7) Арджуна говорит Кришне: шишйас те хам шадхи мам твам прапаннам - «Кришна, я - Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе».
Кришна кивает головой и говорит: «Да, я знаю».
В следующем стихе Арджуна скажет: «Сражаться я не буду. Я предался тебе, и буду делать все, что ты хочешь, только не это, не это и не это».
«Бхагавад-гита» - это книга, которая может нас совершенным образом привести к принятию этого факта. И что делает Кришна? Кришна говорит: «Давай посмотрим логически. Если ты хочешь быть счастливым, действуй. Я объясню тебе, как нужно действовать, чтобы быть счастливым. Он объясняет ему карма-йогу, гьяна-йогу, аштанга-йогу, но, в конце концов, что он делает? Он показывает ему свою вселенскую форму. 11 глава - это глава, в которой Кришна говорит: «Посмотри, Партха».
И Арджуна видит то, что никто не видел до него, и никто не видел после него. Вдруг в одном месте, в одной точке он увидел всё. Он увидел всю вселенную. Он увидел все элементы. Он увидел время. Он увидел прошлое, настоящее и будущее. На самом деле, это то видение, которое может обрести человек, если он поднимется над своим умом. Он может увидеть прошлое, настоящее и будущее. Кришна на мгновение вывел его из этого обусловленного видения. Мы сейчас находимся в скафандре.
Что такое тело? Тело - это просто скафандр. Маленькая душа сидит там и смотрит. Мы видим крошечный срез реальности. Что сделал Кришна? Кришна в какой-то момент сказал: «Смотри, я тебе покажу все». Он увидел всё и в одной точке. Арджуна сам до конца этого не понимает: «Как это так? В одной точке я вижу всё? Весь мир, всю вселенную, прошлое, настоящее, будущее». Это нужно нам, чтобы мы, в конце концов, поняли не просто теоретически то, что Бог есть.
Это видение, которое включено сюда в «Бхагавад-гиту», должно стать частью нашего опыта. Что увидел Арджуна? Это самое главное, с чего Кришна стал ему объяснять это видение. Кришна не просто показал ему это. Он показал ему страшную, жуткую форму всего сущего, находящегося в Нем. После этого он говорит: «Я есть Время. Я пришел, чтобы уничтожить здесь все». Кришна объясняет, что Он является причиной уничтожения всего, смерти всего.
Шрила Прабхупада говорит, что в этом конечный смысл материального творения, чтобы вы поняли, что здесь ничего вечного нет. Люди пытаются, так или иначе, устроиться в этом мире. Они пытаются обустроиться, обжиться, приобрести все, что нужно, но в этом мире невозможно устроиться, как бы ни хотели.
Есть хороший анекдот про то, как один человек другого спрашивает на кладбище: «Кто это такой, которого сейчас похоронили?» Тот говорит: «Такой-то». Снова спрашивает: «И что он оставил после себя?» Он говорит: «Все после себя оставил». Ничего с собой не забрал.
И это понимание нужно нам, потому человек цепляется за какую-то жалкую надежду устроиться здесь. Кришна с этого начинает объяснение. «Я есть Время». Это Время кладет всему конец здесь: всему хорошему и всему плохому - «Я есть неумолимое Время». Кришна показал Арджуне то, что время, действуя по своей воле, уже определило все, что ожидает нас в будущем. Он увидел убитых врагов. Кришна объясняет ему этот момент. Здесь не совсем верный перевод: «Все они уже приговорены Мною к смерти».
На самом деле, на санскрите говорится: «Они уже убиты Мною». Кришна говорит: «Посмотри, все эти люди, которых ты не хочешь убивать, они уже убиты Мною. Тебе нужно только стать инструментом в моих руках и не сопротивляться этому. Ты просто должен настроить свое сознание на Мою волю и делать то, что нужно. А то, что должно случиться, произойдет, хочешь ты этого или не хочешь».
Время действует независимо от нас. Будущее уже есть сейчас. Мы можем не видеть его. Мы можем не знать его. Человек, который знает немножко астрологию, может заглянуть и какой-то кусочек этого узнать. Есть люди, которые обладают способностью видеть будущее. Почему люди ходят к астрологам и спрашивают, что случится? Как сейчас все говорят о 2012 годе. Очередная дата конца света. Суть в том, что будущее есть, потому что будущее происходит в соответствии с определенными законами.
Все эти законы, все то, что произошло сейчас, определяет будущее. Все то, что есть у нас, было определено в прошлом тем, что мы делали. Будущее есть и нам не нужно беспокоиться о будущем. Какой смысл ходить к астрологу и спрашивать, что будет. Астролог не может будущее поменять. Будет то, что будет. Не в этом суть. Суть жизни не в том, чтобы знать или не знать, что будет, понимать или не понять, что будет, а в том, чтобы принять.
Есть две позиции в этом мире. Одна позиция, которую объясняет Шрила Прабхупада в комментарии к этому стиху. Одна позиция: я пытаюсь властвовать здесь и пытаюсь утвердить свою волю, я пытаюсь, как Шрила Прабхупада говорит, утвердить свою власть над материальной природой. Это значит, что я буду что-то принимать, а что-то отвергать, что-то мне будет нравиться, а что-то не будет. Это хорошо, это плохо. Это я хочу, это я не хочу. Это правильно, это неправильно.
Есть другая позиция в этом мире. Если я понял, что есть Бог и понять, что есть Бог - это значит понять, что есть причина всего сущего, понять, что все происходит не случайно, что есть какая-то воля, что это не просто хаос какой-то, что у всего есть смысл. Понять это - значит научиться учиться у того, что происходит. Когда я просто хочу что-то принимать, а что-то отвергать, я ничему не учусь. Мне не нравится что-то, я обиделся. Что-то понравилось, я радуюсь. Это детское отношение к миру. Мир нужен для того, чтобы научить нас чему-то.
Чему научить? Научить именно тому, что есть воля Бога, и я должен принять ее и то, что ничего плохого и ничего хорошего нет. Все - на благо. Все, что происходит, все к лучшему. Это сложно понять, потому что как так? Плохие события происходят. Боль происходит. Смертельные болезни происходят. Родные умирают. Близкие умирают. Все умрут. Мы тоже умрем. Дело не в том, умрем или не умрем, смерти еще никто не избежал в этом мире, а в том, как мы это все воспринимаем, учимся мы чему-то или нет.
Почему люди все время рождаются снова и снова? Потому что они остаются на второй год в этой школе. Дальше не идут. Не учат уроки, которые Кришна им дает. Поэтому ничего не происходит. Люди просто боятся. А какой смысл боятся? Бойся-не бойся. Все равно это произойдет. Лучше не бояться, а принимать это и понимать, что за этим стоит высшая воля, которая хочет мне добра. Это добро заключается в том, чтобы научить меня истинной природе миссии...
Полностью: Бхакти Вигьяна Госвами, Бхагавад-Гита11.33. Тбилиси (17.09.2009)