Я готов получить следующий вопрос. Вопрос относительно преданных из Украины.
Я слышал, что они начали делиться на группы по национальному признаку в связи с событиями в стране. Что вы думаете по этому поводу?
Это печальная вещь, меня все проявления национализма всегда очень задевали. На самом деле в Советском Союзе, по крайней мере, официальная пропаганда в этом смысле была очень хорошая, потому что советских людей воспитывали как интернационалистов, людей, которые не делят других на основании национального признака.
Когда мы начинаем относиться к другим людям на основании национальной принадлежности, то сразу же, во-первых, растёт наша собственная гордыня. Во-вторых, мы совершаем оскорбление других людей, очень часто такие огульные суждения, а именно на основании национальных признаков очень-очень обидны и оскорбительны. Какие-то тенденции этого есть, я могу понять, почему это происходит.
Ситуация на Украине не из лёгких, в эмоциональном смысле, особенно в тех областях, которые непосредственно задеты всем этим сейчас. Это восток Украины, но и естественно запад Украины, там тоже есть очень сильные эти настроения и да, до какой-то степени это есть не так сильно у преданных, но, тем не менее, это есть.
Ещё раз, это печальная вещь, мы должны быть выше просто примитивных национальных схем: кто-то лучше только потому, что он за нас или потому, что он той же самой национальности. Бхакти значит способность ценить другого человека на основании его качеств, на основании его преданности Кришне. И это должно быть нашим самым главным критерием и одним из проявлений нашей преданности Кришне
Это является, в том числе способностью не отождествлять себя просто с каким-то конкретным телом. Да, мы люди воспитанные в определённой культуре и эта культура должна быть нам дорога. В этом нет ничего дурного. Я очень радуюсь, когда вижу, что человек любит свою национальную культуру. В любой настоящей национальной культуре есть много хорошего, огромная мудрость, духовные ценности.
И украинская великая культура с очень красивым украинским языком и русская духовная культура с огромными откровениями и всем остальным хороши и замечательны. Мы должны ценить культуру, но при этом не опускаться до каких-то примитивных схем, потому что он принадлежит какой-то другой национальности или культуре, мне это очень больно.
Хотя я, ещё раз, до какой-то степени могу это понять, могу понять боль людей, которые переживают за украинскую культуру. Очень хорошо могу понять эту боль. Я могу понять боль людей, которые так же переживают за какие-то ущемления их прав из-за украинских националистов. И то, и другое можно понять, и соответственно мы должны стараться, как люди духовные не поддаваться вот этой вот игре в противостояние, которая не имеет глубинных духовных корней.
Бхакти Вигьяна Госвами,
Вебдаршан для учеников из Азии, 11.06.2014
***
Говинда даси задает вопрос: Преданные звонят из Украины и говорят, что мы избрали не тот путь. Как быть? Как на это реагировать?
БВГМ: Я не очень понял, относительно какого пути эти преданные… что имеют ввиду эти преданные. Если речь идет о конкретной политической ситуации, которая сложилась, и речь идет об избрании какого-то пути, то тут каждый человек должен… Безусловно, у меня внутри есть очень ясное понимание того, что то, что произошло неправильная вещь, не самая правильная вещь.
Говинда даси уточняет: вхождение в Россию.
БВГМ: Я понял, да. Но, так или иначе, каждый человек должен определять эти вещи для себя. И в конце концов есть какие-то вещи, которые не зависят от нас. Такие вещи мы должны просто принять. Нужно просто принять и жить в этой реальности. Настоящая мудрость заключается именно в этом.
Настоящая мудрость заключается в том, чтобы мы понимали, что мы можем поменять, и пытались изменить то, что мы можем поменять; и понимали то, что мы не можем поменять, и приняли то, что мы не можем поменять. Способность отличать одно от другого и составляет реальную мудрость человека. Так что в этой ситуации нет смысла спорить правильный - неправильный путь.
В конце концов есть один путь: харер нама харер нама харер намайва кевалам калау насти эва насти эва насти эва гатир анйатха. В этот век Кали есть только путь повторения святых имен. Нужно сосредотачиваться на нем. Какие-то вещи не зависят от нас. Что касается этой внешней ситуации, то тут каждый должен внутри прислушиваться к своему сердцу и понять, что же правильно, а что неправильно.
В том, что касается разных мнений, существующих в обществе преданных, то тут просто нужно принять, что эти разные мнения всегда будут существовать. Но несмотря на эти разные мнения, мы все равно остаемся одной семьей. Также в одной семье всегда будут разные мнения, подчас даже по кардинальным вопросам. Это не должно нарушать наших отношений со своими близкими.
Бхакти Вигьяна Госвами,
Вебдаршан для учеников из Крыма, 22.03.2014