...Как я помню, было мне лет 12 и меня привели на ёлку. Все люди праздновали, веселились. Там были дети примерно такого же возраста, которые водили какие-то хороводы. И вдруг в этот момент со мной что-то странное случилось. Этого никогда не было до этого. Вдруг я посмотрел на одного мальчика и увидел, каким он будет через 5 лет, через 10 лет, через 20 лет, через 30 лет. Было очень ясно видно каким он будет, когда станет взрослым, как у него потом вырастит пузо, как он полысеет, как он потом, в конце концов, умрёт.
Мне это понравилось, стало интересно и я стал смотреть на каждого и по каждому можно было увидеть каким он будет через 10 лет, через 15 лет, через 20 лет, через 30 лет, через 40 лет…И вдруг мне так тоскливо стало. Все веселились, радовались, хороводы водили, Снегурочка какая-то была. Я думал: «Какой смысл во всём этом? Всё и так уже ясно. Всё написано на лице у человека».
Жизнь идет своим дурацким чередом. Человек не знает, что он делает, зачем он делает, почему он делает. Он не знает, что он делал в прошлом, что ждёт его в будущем. Он просто живёт моментом, смотрит на это мельтешение теней и когда он начинает задумываться что его ждёт в будущем, люди считают, что он сошел с ума.
Здесь ямадуты объясняют природу такого образа жизни. Они говорят: аджнас тамаса - невежественный человек погружен во тьму и не знает ни прошлого, ни будущего. Просто живёт сиюминутными интересами своего тела, не понимая ни того, что его ожидает в будущем, ни того, что он сделал в прошлом.
Как у Платона есть знаменитая аллегория. Он говорит: «Представьте себе огромную, тёмную пещеру и с одного конца этой пещеры проникает небольшой свет. Источник света есть, но все люди - узники. И эти узники повёрнуты спиной к свету. Они сидят к свету спиной и не видят ничего кроме собственной тени на обратной стороне пещеры. Точно также и мы - мы в своё время отвернулись от Кришны, от Бога. Кришна источник света. Единственный источник света в этом мире это Бог.
И мы попали в эту тёмную пещеру материального мира покрытую тама-гуной. И мы сидим спиной к Нему. Говорится, что мы узники, потому что мы не в состоянии повернуться к свету. У нас кандалы, мы связаны по рукам и ногам. Мы смотрим на противоположную сторону и дальше он говорит, что где-то там за нашей спиной, на свету идёт какая-то жизнь, там проходят какие люди, какие-то события совершаются, но мы видим только бледные тени на противоположной стене.
Эти тени отбрасываются и мы смотрим туда и пытаемся различить голоса, пытаемся что-то понять, пытаемся разобраться в чём-то, но на самом деле мы в полной тьме находимся. И он говорит дальше: «Представьте себе на минуточку, что какого-то узника освободили. Его вывели из пещеры на свет из темноты. В начале он вообще ничего не увидел. Он зажмурился, подумал: «Скорее обратно в пещеру, не хочу - тут страшный какой-то белый свет».
Но потом, если он немного привык, и если он увидел что происходит на свету, что происходит в этом мире, где есть свет и если ему, потом захотелось вернуться в эту пещеру и поделиться с другими людьми, что там есть другая, настоящая жизнь, что там настоящие люди настоящие страсти, настоящий Кришна с настоящими гопи. Если он возвращается в эту пещеру, то представьте себе как он будет выглядеть. Первое время он ничего не будет различать.
Эти люди привыкли к темноте, они в этой темноте научились различать тени, они научились предсказывать какая тень пойдёт за какой тенью и какая тень дальше что скажет. Но этот человек, который оказался на свету, когда он впервые снова возвращается в темноту этой пещеры, то он не может понять что тут вообще эти люди делают, какие новости они обсуждают. Эти узники сидят между собой и осуждают: «А ты знаешь вот там потрясающая тень прошла». А другой: - Нет, сейчас скоро следующая придёт.
И этот человек не понимает: «О чём они говорят, как они проводят свою жизнь?» И сам он при этом никаких теней видит - он ещё ослеплен светом, из которого он пришел. Он пытается их растормошить, вывести, а они говорят: - Ты сам слепой, ты ничего не видишь. Мы тут о тенях разговариваем, а ты даже теней не различаешь - тебе всё это не интересно. И они начинают его гнать: «Какой смысл выходить на этот свет? Лучше уж мы тут будем. Мы тут прижились, нам тут хорошо в темноте»
Точно также и люди в этом мире, которые сидят в этой пещере, которые привыкли обсуждать новости этого мира, обсуждать какие-то странные события этого мира, пытается сделать что-то, в конечном счете, пытаются найти смысл в этом существовании и когда приходит другой человек и говорит: тамаси ма джйотир гама - Хватит оставаться во тьме, идёмте на свет! - они говорят: «Отстань от нас, уходи отсюда, ты ничего не понимаешь в этом мире, ты потерял вкус, ты на самом деле сам слепой - куда ты пытаешься вывести нас?»
Здесь мы слышим этот голос Шрилы Прабхупады, который из сострадания обращается к нам с вами и говорит: «Что вы делаете в этой тьме? Сколько можно находиться во тьме этого материального существования? Сколько можно?»
Единственный способ, в конечном счете, обрести какую-то надежду в этой жизни - это задуматься прошлом и будущем. И чтобы задуматься о прошлом и будущем, чтобы понять, что я живу не только этим моментом нам нужны Веды, нам нужна гуна благости, которая может немножко прояснить наше сознание, снять катаракту, которая есть у нас с вами на глазах и нам нужны Ведические Писания. Без Вед, без Ведических Писаний мы ничего не поймём...
Полностью в аудио формате: Бхакти Вигьяна Госвами.
Шримад-Бхагаватам 6.1.49, 7 августа 2001