Когда смирение перестает для меня быть выгодным, я перестаю быть смиренным, я эту маску терпимости снимаю. До тех пор пока меня прославляют: «О, какой замечательный», - я буду смиренным. Я пойду в другое общество, где смирение не ценится, где все смеются над смирением, я перестану быть смиренным - это маска. Если это настоящее, подлинное качество души, я всегда буду смиренным.
И Шрила Прабхупада объясняет в комментарии что значит ложная вещь и что значит не ложная вещь. Если у меня есть поза какая-то, поза может быть разная: я могу быть таким, я могу быть таким, я могу быть судьей и это будет моя поза, я могу быть смиренным и это будет моя поза, я могу быть вайшнавом и это будет моя поза, я могу быть женщиной это будет моя поза, еще чем-то, но если я внутри все время осознаю себя слугой Кришны и это смысл моего существования: «Я - слуга, я - слуга, я все время слуга, я всегда слуга Бога при всех обстоятельствах независимо ни от чего», все качества, которые развиваются из этого будут подлинными.
То есть основой знания является преданность Кришне. Шрила Прабхупада объясняет это в 13 главе «Бхагавад-гиты» где он объясняет что такое знание. Все остальное: а
манитвам адамбхитвам ахимса кшантир арджавам ачарйопасанам шаучам - это может быть поза. Поклонение ачарье может быть позой. Все это может быть всего лишь проявлением моего ложного эго.
Но если фундаментом является ощущение того, что я слуга и фундаментом моего существования, моего «я» являются мои отношения с Кришной, а я слуга Кришны, то тогда все эти качества будут у меня проявляться: и терпимость, и любовь, и сострадание, и смирение, но они будут подлинными. Вот смысл этого комментария, то, что Шрила Прабхупада хочет нам сказать. Вот и все. И это непростая вещь.
ВОПРОС: Вчера Вы говорили о том, что если нас обманывают, значит мы сами хотим обманывать, но иногда… (не слышно)
БВГ: Если это меня приводит в гнев, значит у меня что-то такое есть, значит у меня есть такое аналогичное качество и поэтому меня это так раздражает. Это несомненный факт. Теперь, как ее в себе найти, как ее в себе обнаружить это другой вопрос, но нужно попытаться найти, обнаружить. Если бы меня это не гневало, а я бы видел, что это плохо, у меня бы пробуждалось сострадание и желание помочь, то тогда это значит, что я свободен сам от этого, я вижу. Если то же самое качество у меня вызывает гнев, это значит, что оно у меня есть.
ВОПРОС: Как это обнаружить?
БВГ: Нужно искать просто в себе, смотреть и мы найдем. По крайней мере мы выдали себя. Как Арджуна выдает себя. Очень интересно. Первая глава «Бхагавад-гиты» на самом деле в высшей степени поучительная глава. Он говорит много всего: «Предки мои упадут в ад и женщины падут, и общество будет таким…».
Самый последний стих, перед тем как просто сесть, уронить голову и отложить лук, он говорит: «В общем то я понимаю, что никакого блага для меня не будет (кшема)». То есть все это время, пока он говорил о предках, пока он говорил о женщинах, пока он говорил об обществе, он думал о ком? О самом себе. Он выдал себя. И точно также мы выдаем себя.
Мы иногда себя выдаем таким образом - когда у нас появился гнев. Гнев что такое? Кришна говорит:
кама эша кродха эша раджо-гуна самудбхавах, кама превращается в кродху, вожделение, эгоизм превращается в кродху, в гнев. Если у меня есть гнев, то это проявление моих ложных привязанностей.
Бхакти Вигьяна Госвами, Вопросы, 09 января 2006, Волгоград