Люди болтают, и так как они болтают праджалпу, болтают обыкновенные, дурацкие вещи, то весь их разум он уходит вместе с этой праджалпой. Нет ничего более опустошительного для разума, чем пустые разговоры. А что такое пустые разговоры? Бхактивинода Тхакур объясняет это. Это прежде всего критика других, когда мы собираемся вместе и начинаем ругать других. Это самая опустошительная форма праджалпы.
Если мы хотим опустошить свой разум полностью, лишить свой разум каких-либо остатков духовного сознания, залетевших туда, то мы должны собираться и критиковать друг друга. Собственно, это то, чем люди занимаются. Это отравленный нектар материального существования - давайте поругаем других. И такие люди лишаются разума полностью. Глупцы болтают, глупцы не могут остановиться болтая.
Но мудрецы они молчат. Мудрецов на санскрите как называют? Муни. Муни какой обет дают? Мауны. Слово «мауна» происходит от слова «муни». Мудрый человек молчит. Глупый человек сплетничает, мудрый человек молчит.
Есть одна замечательная притча на этот счет про одно человека, родившегося принцем, царевичем. Родился у царя, но он родился немым. И сначала думали: «Ну, просто немой». Время шло, и он не говорил ни слова. Его пытались и так и сяк разговорить. Нормальный абсолютно, замечательный, красивый мальчик, хороший, но не говорил ни слова. На самом деле в прошлой жизни он слишком много болтал. И, пройдя определенные исправительные работы, он понял: «Моя болтовня является причиной всех моих страданий.
И в этой жизни, еще во чреве матери он дал обет: «Я не буду говорить». Он нормально мог говорить, но решил: «На всякий случай буду молчать». Отец его, царь, он не мог найти себе места от горя. Он думал: «Что такое? Мой сын немой, не понятно кто». И однажды мальчик играл в саду, ходил, бродил, думал, смотрел по сторонам и в этот момент он услышал, как павлин прокричал. Слышали, кто был во Вриндаване, как кричат павлины? Они кричат жалобно как маленькие дети, ну или как кошки: мяу, кее, каа. Но очень громко.
В то же момент, там был большой сад, почти лес, и там был охотник. И охотник этот услышал звук павлина. Он натянул стрелу и выстрелил. Юноша этот, увидев, как павлин упал с ветки, не смог сдержаться и воскликнул: «Зачем он закричал?!». Охранник, который сторожил его, его воспитатель услышал эти слова в первый раз из уст принца. И на радостях он помчался к царю и закричал: «Царь, дорогой, принц заговорил! Чудо произошло!
Радуйся, радуйся!».
Царь обрадовался страшно. Он стал раздавать всем подарки, наградил, огромный приз дал этому человеку, который присматривал за царевичем, побежал в сад, и попытался заговорить со своим сыном. Но сын опять продолжал молчать. Он и так и сяк, и щекотал его, но сын отказывался говорить. Отец, чьё горе еще усилилось, оттого что он сначала было обрадовался, а потом...
Он вызвал к себе воспитателя и сказал: «Ты меня обманул негодяй. Ты захотел получить награду, ты меня обманул. За это я тебя казню. Завтра тебя расстреляют». Тот стал просить: «Ваше Величество, пощадите меня. Говорил он, говорил. Христом Богом клянусь!».
Царь говорит: «Докажи». «Оставьте меня с ним. Дайте, я с ним выясню отношения». И они остались наедине. И тот стал умолять, он стал говорить: «Меня казнят, завтра меня казнят. Пожалуйста, скажи что-нибудь, чтобы царь меня не казнил». Мальчик на него посмотрел долгим, печальным взглядом и потом сказал: «Павлин прокричал - его убили. Ты прокричал глупые слова - тебя убьют. Я лучше помолчу. Я не хочу, чтоб меня постигла та же самая участь».
Поэтому мудрецы знают - я должен молчать. Мудрые люди, как Рупа Госвами объясняет этот принцип, что мудрый человек начинается со способности управлять своей речью. Человек, который является дхирой, который имеет право называть себя дхирой, это человек, который способен управлять своей речью. Это самое трудное. Кто-то думает, что сексуальный импульс самое трудное. Самое трудное не секс. Секс следует из этого.
Самое трудное это овладеть своим языком. «Нарада-панчаратра» объясняет это, что преданное служение начинается с языка и что человек, который способен совладать со своим языком, именно этот человек становится дхирой. Но, на самом деле, это всего лишь вторая ступень. Глупец болтает, мудрец молчит. Но святой человек, что делает? Святой человек поет. Здесь этот стих начинается: мухур грнанто вачасанурага - снова и снова… «грнанто» значит «прославлять, петь, говорить».
Снова и снова, они не могли остановиться. Санат-кумары они не могли остановиться (мухур грнанто вачасанурага). Как Шрила Прабхупада объясняет здесь, что потоком речи льются из уст преданных, он не может остановиться, прославляя Господа. И Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что даже если человек неграмотный, у него появляется красноречие откуда-то, если у него в сердце есть любовь. Если у человека в сердце есть что-то, то он сможет найти подходящие слова. А если у нас нет этих слов, это значит, что у нас в сердце нет ничего по отношению к Кришне.
Бхакти Вигьяна Госвами (Вадим Тунеев). Лекция полностью
аудиоТранскриб:
«Шримад-Бхагаватам», 3.8.6, 03.12.2005