О национальных характерах в вопросах и ответах.

Feb 14, 2010 00:22


Вопрос: Является ли понятие «национальный характер» научным термином?

Ответ: Нет, не является! Просто это словосочетание хорошо воспринимается на бытовом уровне. Оно часто употребляется писателями, журналистами и политиками. То же самое относится и к таким «понятиям», как «национальный менталитет», «национальная ментальность», «национальная идентичность», «национальное самосознание», «национальная идея»… Все они так или иначе СУЖАЮТ объем понятия, о котором идет речь. Например, если пользоваться понятием «характер» как термином психологии, то он, во-первых, очень расплывчат. Во-вторых, он оставляет в тени темперамент, особенности восприятия, особенности мышления, стереотипы поведения, способности и многие другие психические свойства. Например,  итальянцы склонны сопровождать свою речь огромным количеством весьма выразительных движений и в особенности жестов руками. Можно ли это назвать «характером»? Одни скажут, что можно, а другим это будет даже смешно. А привычка итальянцев громко разговаривать? А тот факт, что они, будучи разговорчивее и «шумливее» французов, склонны всего лишь улыбаться там, где французы громко хохочут? Это «характер»? И получается, что «характер» - это то, не знаю что, оттуда, не знаю откуда и для того, не знаю для чего. «Самосознание» - это всего лишь узенький слой психики, всего лишь более или менее осознанное  отражение человеком самого себя, своих свойств и способностей. Но человек может даже и не знать своих способностей и не ведать о них, как герой Мольера не знал, что разговаривает прозой. Или человек может ошибаться в оценке своих качеств и способностей. Даже в своей национальной принадлежности («идентичность») человек может ошибаться. В селе, где я родился, не было никаких национальностей. И я хорошо помню, что вплоть до школы я вместе со сверстниками считал, что моя национальность - «наш». Что «наши» - это такая национальность. В отличие от, скажем, «немцев», которыми тоже иногда для игры в войну доводилось числиться. Если я играл в качестве немца, то иногда кричал вот так: «НАШИ окружают - огонь!»

Вопрос: Существует ли термин, который бы верно отражал весь объем того, что мы обычно понимаем под «национальным характером»?


Ответ: Да, этот термин - «психический склад нации». Он введен в 1913 году Сталиным в работе о понятии нации.

Вопрос: Можно ли тем не менее пользоваться словосочетанием «национальный характер»?

Ответ: Можно и нужно - в научно-популярных целях, с оговоркой, что нам так просто удобнее говорить о психическом складе нации.

Вопрос: Что нужно понимать под «психическим складом нации» или под «национальным характером»?

Ответ: Под «психическим складом нации» или под «национальным характером» следует понимать ОСОБЕННОСТИ поведения, ОСОБЕННОСТИ психических процессов у индивидов той или другой нации. Если мы из понятий «психический склад (или характер) нации» уберем слово «нации», то словосочетания станут бессмысленными. Ведь «склад» и «характер» предполагают какую-то особенность той или иной психики, какое-то отличие от чего-то. Если бы в мире был только один человек по имени Адам, то глупо спрашивать, какой у него «характер». Но если появилась еще и Ева, то появляются и ХАРАКТЕРИСТИКИ: Адам простоват, Ева любопытна и так далее. То же самое относится и к нациям. Если бы в мире жили только русские или только немцы, то о национальных характерах и речи бы не шло. Отсюда вывод: национальные характеры познаются только при сопоставлениях и сравнениях.

Вопрос: Откуда берутся национальные характеры?

Ответ: Они происходят опять же от РАЗЛИЧИЙ между нациями. Во-первых, от различий в условиях проживания: географическая среда, историческая среда, в том числе соседи, способы добывания хлеба насущного - земледелие (какое!), скотоводство (кочевое или оседлое!), рыболовство, охота, мореплавание и так далее. Во-вторых, национальные характеры как особенности психического склада появляются от особенностей выработанного каждой нацией весьма индивидуального инструмента отражения действительности. Таковым инструментом является язык, который психофизиологи  в общем и целом называют «второй сигнальной системой».

Вопрос: Можно ли привести пример психических различий между нациями, обусловленных средой жизни?

Ответ: Например, психологические аспекты отношений между мужчинами и женщинами, отношения к деторождению. Известны небольшие по числу населения нации, которым пришлось выживать в особо трудных условиях и в местностях с повышенным радиационным фоном. У них выработались такие отношения между мужчинами и женщинами и такое отношение к деторождению, что, например, факт беременности жены от гостя приветствовался. В этом проявлялась высшая человеческая забота о здоровом потомстве. Хотя другим народам, жившим в других условиях, это трудно себе даже представить.

Вопрос: Можно ли привести пример психических различий между нациями вследствие различия в языке?

Ответ: Например, у русских и у немцев психические процессы мышления весьма различны вследствие отличий в самом инструментарии мышления - то есть вследствие отличий во второй сигнальной системе, в языке. В русском языке категории «да» и «нет» представлены только этими двумя инструментами. А в немецком таковых инструментов три. Пока мы спрашиваем ребенка, вкусна ли каша, различия не заметны. Но стоит только поставить вопрос с отрицанием - «Что, не вкусная каша?» - и сразу же выяснится, что русский остался без инструментов, значение слов «да» и «нет» растворилось, отвечать придется не заготовленными кратчайшими формами, а описательно. В немецком же языке для вопросов с отрицанием заготовлена вместо «да» форма “doch”, в результате и «нет» осталось на месте в своем неколебимом отрицании. Любая ситуация, в которой может быть поставлен вопрос с отрицанием, для немца так же логична, как и в случае с «прямыми» вопросами. Это, безусловно, имеет масштабные последствия для всей структуры мышления и даже для поведения. Больший порядок в мыслях влечет за собой более упорядоченное расположение вещей, больше порядка в планировании действий.

И как раз в этой связи - следующий пример. Чтобы его оценить, нужно понять, что люди планируют свои действия не только осознанно, но и при участии ПОДсознания. Как русский обозначает планирование своих действий? Он говорит, что СОБИРАЕТСЯ (собирает себя!) что-то сделать. Итальянец «стоит делать» (“sto per fare”). Англичанин «уже идет делать» (“going -  continuous! - to do”). Немец среди всех этих наций предстает настоящим философом. Своей формой “ich bin im Begriff zu tun” (я, мол, в ПОНЯТИИ делать) немец уже на уровне неосознанном выгоняет подсознание из-за того стола, за которым принимаются решения, и рассаживает за столом понятия.

В результате такого «упорядоченного» мышления немец отлично удерживает в памяти саму нить рассуждений, не теряет этой нити, способен следовать ей невообразимо долго. Особенно это проявляется иногда в чудовищных конструкциях предложений. Желающим посостязаться с немцами в удержании нити рассуждения могу вслед за выдающимся немецким антропософом Гербертом Ханом предложить вникнуть в такое вот коротенькое - всего-то в одно предложение! - объяснение процесса ремонта алтарей  из книги Адальберта Штифтера «После лета»:

«Теперь, установив, что мы ничего не будем изменять в существующих связях, что ни одно украшение не будет перемещено в другое место, что ни одна фигура не будет изменена в лице, в руках или в складках своего одеяния, а что мы, наоборот, хотим сохранить только уже имеющееся в его теперешнем облике, чтобы он дальше не разрушался, что материал там, где он испортился, мы хотим заменить таким материалом, чтобы сохранилась целостность, что из добавок мы применим только мельчайшие вещи, вид которых хорошо известен по аналогичным изделиям и которые могут изготавливаться с тем же совершенством, что и старые, и, далее, сделав рисунок в цветах, показывающий, как будет выглядеть очищенный и восстановленный алтарь, и, наконец, когда мы восстановили и представили на обозрение небольшой объем резьбы, отдельные фигурки и тому подобное: давайте удостоверимся.»

Вопрос: Какие существуют научные методы исследования национальных характеров?

Ответ: 1)Метод наблюдений. 2)Метод интегрирующей оценки особенностей языка, поведения, материальной и духовной культуры народа. 3)Метод статистических исследований с целью выявления национально обусловленных корреляций в поведении, в восприятии, даже в оценках, имеющих политическую окраску. Метод наблюдений очень хорошо представлен в книге Кейт Фокс «Наблюдая англичан», в кинофильме «Типично ли для немцев?» моей хорошей немецкой знакомой Уты Гайзер. Метод интегрирующей оценки лучше всего развит и использован в выдающемся труде немецкого исследователя «народных душ» Герберта Хана «О гении Европы». В качестве примера статистического метода я бы осмелился предложить свое исследование «Русский человек на рандеву с избиркомом». К сожалению, из-за противоречий между Интернет-провайдером «Макхостом» и какой-то еще компанией  сервер моего сайта отключают не то периодически, не то насовсем. В указанном исследовании я на основе данных Центризбиркома выявляю жесткую и неопровержимую корреляцию между долей русских в «электорате» и процентом лиц, голосовавших за Медведева на последних выборах президента РФ. Корреляция в данном случае является обратной пропорцией. Кому это интересно - могу выслать в виде электронной брошюры на адрес электронной почты, способный принимать вложения.

Вопрос: Может ли быть использован и метод «анализа истории», как это сделал, например, брат известного Чубайса Игорь в книге «Разгаданная Россия»?

Ответ: В этой книге, в огромном большинстве других книг, во всей нынешней так называемой «истории», включая «альтернативную», - во всех этих сферах ныне доминирует ненаучный и тупиковый подход к истории как к истории поступков, слов и писаний вождей, полководцев, царей, князей, генсеков, президентов, царедворцев, деятелей из различных религиозных, научных и литературных иерархий. Можно смело сказать: после первой главы «Истории древнего мира» Коровкина (учебник, кажется, для пятого класса) у нас историки ЗАПУТАЛИСЬ в именах собственных, и истории как науки и как учебного предмета НЕТ! Пока это так, никакой «анализ истории» для национальной психологии помощником не является. Даже наоборот, он только все запутывает. Если же будет настоящая история как реальное описание движений больших масс людей, как реальное описание материальной и духовной культуры всех живших и ныне живущих людей, то это будет другое дело.

Вопрос: Носителем какого национального характера является Хиллари Клинтон?

Ответ: Хиллари Клинтон является носительницей американского национального характера.

Вопрос: Носителем какого национального характера является Барак Обама?

Ответ: Барак Обама, как и Хиллари Клинтон, является носителем американского национального характера.

Вопрос: Какой характер у англичанина, являющегося прихожанином англиканской церкви?

Ответ: Английский.

Вопрос: Какой характер у англичанина, являющегося прихожанином пресвитерианской церкви?

Ответ: Английский характер.

Вопрос: Есть ли разница в религиозности между англичанами и русскими?

Ответ: Да, такая разница, обусловленная национальными характерами, существует. Англичане ЧАЩЕ русских обращаются в своих мыслях к Богу. Но они это делают как правило не в храмах и чаще всего без помощи посредников в виде священнослужителей. Англичанин не испытывает и столь уж большой потребности в каких-нибудь специальных ритуальных приспособлениях вроде свечей, ковриков, икон, крестиков и тому подобного. Он может вступать в беседу с Богом в любой обстановке и в любом окружении. Ему не обязательно принимать какую-нибудь позу: становиться на колени, прижимать лицо к земле и так далее. Он может разговаривать с Богом, стоя в ожидании автобуса, или сидя у камина, или как-то иначе. Еще одна специфическая черта английской религиозности состоит в том, что англичане избегают обращаться к Богу в связи с неприятностями и с проблемами. Зато, наоборот, чувствуют себя обязанными поделиться с Богом чем-нибудь радостным и приятным.

Вопрос: Зачем нужно изучать национальные характеры?

Ответ: Чтобы прогнозировать поведение народа в той или иной ситуации, знать наиболее эффективные методы воздействия на народ, степень «проходимости» тех или иных программ, степень соответствия этих программ внутренним алгоритмам национального характера.

Вопрос: Не означает ли такой подход отношения к народу как к объекту экспериментов - сомнительных или даже злонамеренных?

Ответ: Может и означать. Все зависит от целей и намерений того, кто исследует и пользуется плодами полученных знаний. Знание национального характера - это оружие. Само по себе оружие не может знать, кто и в каких целях им пользуется.

Вопрос: Но разве сам по себе национальный характер не может быть целью? Например, кто-то скажет: моя цель - СОХРАНИТЬ русский национальный характер.

Ответ: Хороший порыв, но никак не цель. Так могут говорить только те, кто не знаком с русским национальным характером и вообще не представляет себе, что такое национальные характеры. Цель сохранения (или изменения!) национального характера бессмысленна хотя бы потому, что национальные характеры вообще изменяются крайне медленно, независимо от чьих-то целей. Изменения происходят: 1)по внутренним алгоритмам, аналогичным (но не тождественным!) алгоритмам развития характера у одного человека; 2)под влиянием геоисторических перемен - под влиянием изменений географических и исторических, изменений в способах бытия; 3)вслед за очень медленными изменениями в языке.

Другое дело, что народ как совокупность всех живших и ныне живущих людей данной нации может оказаться для объективного исследователя и хорошим воспитателем. Русский народ особенно способен повлиять своей удивительной системой нравственных, этических и политических  устремлений. Пример такого влияния я нашел в вышеупомянутой книге немецкого исследователя Герберта Хана. Но тут уж железно требуется не пороть отсебятину, не придумывать всевозможную чепуху о якобы присущем только русским (ишь ты!) чувстве некой «справедливости», не сочинять другие сказки, как бы они ни ласкали слух. Тут нужно по-настоящему вникнуть во вторую сигнальную систему, расшифровать лингвистический код, которым русский народ выразил свою мечту, свою идею. Нормальный человек, расшифровавший этот великий русский нравственно-политический код, станет по особому относиться к русскому народу. Возможно, он даже скорректирует свои цели, свои представления и предпочтения.

Конечно, на пути к расшифровке русского кода обязательно встанут всякие знатоки-лингвисты и будут мешать, делая вид, будто им точно известна граница между республикой синонимия и царством омонимов. Они станут сбивать с толку своими разъяснениями о разных графических написаниях  в разное время. Их гомон и их толкотня может затруднить постижение логики русского народа. А она очень проста! Наш народ использовал одно и то же сочетание всего из трех звуков и соединил в едином звуковом образе четыре казалось бы совершенно разноплановых понятия. В результате получился логически-звуковой образ неслыханный как по исполинскому объему включенных в него понятий, так и по их глубочайшему ОБЩЕМУ СМЫСЛУ. Вся Земля и даже вся Вселенная + человеческое сообщество + отсутствие войны + вообще вся жизнь за вычетом церковной = МИР!!!

«Русская идея» - это всемирная светская община без войн!
(Настоящая запись была произведена 18 апреля 2010 года. Дата изменена для иного расположения материалов в Журнале).

русская идея, русский характер, русскость, национальный характер

Previous post Next post
Up