На первом занятии нашего семинара мы на примере Михеевского горно-обогатительного комбината увидели, что этот комбинат не является самостоятельным товаропроизводителем, что его нельзя рассматривать в отрыве от холдинга РМК (Русская медная компания).
https://vk.com/club49806686?w=wall-49806686_19231/all На втором занятии мы пришли к тому, что и сам по себе холдинг РМК нельзя рассматривать отдельно от более крупной структуры, поскольку в этом холдинге «работает» так называемый «государственный капитал». Мы убедились в том, что РМК по сути является всего лишь ОПЕРАТОРОМ в ещё более крупной экономической системе - в системе Российского государства.
https://vk.com/club49806686?w=wall-49806686_19233/all На третьем занятии мы на примере США увидели, что в современной экономике везде и всюду наблюдается абсолютное доминирование государства. Мы отчетливо увидели, что в США прибавочный продукт в основном присваивает государство. А значит, строй в США не капиталистический, а «государственнический», который мы называем ЭТАТИЗМОМ.
https://vk.com/club49806686?w=wall-49806686_19294/all А кто в основном присваивает прибавочный продукт в России?
При проведении соответствующего исследования в 2010 году я пользовался ежегодником Госстата РФ, в котором, однако, нашел данные только по валовому внутреннему продукту. Понятия «национальный продукт» и «национальный доход» в ежегоднике главного статистического органа страны я не обнаружил. Причина может состоять в том, что речь идёт о государственном статистическом органе страны с особенно умными экономистами. Ведь в своё время наши экономисты не просто интерпретировали экономику СССР, но сумели ещё и развалить ее. Может быть также, что они, будучи сами непонятной национальности, боятся самого слова «национальный», и поэтому шарахаются, как чёрт от ладана, от понятий национального продукта и национального дохода. Есть и ещё одна гипотеза - она касается более чем странной картины внешних заимствований. С ТАКИМИ внешними заимствованиями выводить НАЦИОНАЛЬНЫЙ продукт сложновато, не говоря уже о национальном ДОХОДЕ. Об этом можно поговорить отдельно. Пока констатируем: отечественная статистика нас за ручку от ВВП к национальному продукту и от него к национальному доходу почему-то привести не захотела (данные об амортизации в структуре ВВП также отсутствуют). Нам ничего не остаётся, как смириться с погрешностью, и приблизиться к понятию прибавочного продукта в РФ просто путём вычитания из ВВП денег, пошедших на оплату труда. И здесь «Статистический ежегодник» радует нас в отдельном примечании тем, что сумел учесть даже и скрытые формы оплаты труда, то есть сумел каким-то образом учесть и «серый» и «чёрный» нал. Лично я склонен в это поверить. У наших отечественных экономистов действительно призвание именно к криминальной экономике.
Итак, производим вычитание оплаты труда из валового внутреннего продукта РФ. И с полученной величиной сопоставляем доходы федерального и всех региональных и местных бюджетов вместе взятые. Как и в случае с США, возьмем те же самые годы с 2006 по 2008:
В 2006 году отношение доходов консолидированного бюджета РФ к величине ВВП минус оплата труда (показатель - вынужденная замена прибавочному продукту) было равно 67, 8 процентов. В 2007 году - 71, 4 процента. В 2008 году - 63, 6%.
То есть картина примерно такая же, как и в США. И в США, и в РФ наблюдается абсолютное доминирование государства в присвоении прибавочного продукта. Однако вспомним: считать, что государство ограничивается присвоением всего лишь около двух третей прибавочного продукта, значит впадать в ошибку. Ведь мы не учли ещё и самого по себе государственного сектора экономики. В 2009 году в РФ было 135 тысяч государственных и 258 тысяч муниципальных предприятий. Каждое такое предприятие в процессе своей деятельности производило отчисления в бюджет, что уже учтено нами в так называемом «консолидированном бюджете». Однако хотя бы часть государственных и муниципальных предприятий получают ещё и прибыль. И это - одна из форм изъятия прибавочного продукта государством. В бюджет эта прибыль может и не поступать, и чаще всего не поступает. Но хозяином, собственником такой прибыли по определению является государство как собственник данного предприятия. Подчас речь идёт о предприятиях весьма крупных, приносящих порой немалую прибыль. Особенно в случаях, когда, например, государственное оборонное предприятие получает экспортный заказ. С одним из гигантских государственных предприятий мы все хорошо знакомы. Это федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России». Одно время благодаря исполнению доходной функции доставки пенсий на дом (при этом почте шёл процент от суммы доставки) российские почты могли работать с прибылью. Как сейчас - не знаю. Пример с «Почтой России» я привел потому, что данная крупнейшая корпорация не прячется под вывеской «акционерного общества». А нагляднее всего роль государства как изымателя прибавочного продукта прослеживается на примере известных крупных корпораций, называемых АО или ОАО, но фактически являющихся государственными структурами вследствие более чем пятидесятипроцентного участия в их уставном капитале государства либо опять же государственных компаний. В американском журнале “Forbes” ежегодно публикуется перечень двух тысяч корпораций, которые журнал относит к крупнейшим в мире. Интересно посмотреть, включен ли кто из России в самую первую сотню по версии «Форбса»? - Да, в «золотой сотне» «Форбса» в 2009 году две российских компании. На тринадцатое место в мире это издание поставило государственную по сути корпорацию «Газпром». Далее российскую корпорацию встречаем на 64 месте. Это опять же государственная по доле в уставном капитале «Роснефть».
Свидетельства «Форбса» не мешает учитывать, но относиться к ним следует осторожно. Вследствие крайне запутанной методики оценок журнал может и серьёзно ошибаться. Например, на первое место в мире журнал поставил американскую «Дженерал электрик», имевшую прибыль в 17,41 миллиардов долларов. Но по этому для капиталистического мира самому, казалось бы, важному показателю американский «гигант» - не более чем подросток по сравнению с «Газпромом» и его прибылью в размере 26,78 миллиардов долларов.
Вместе с «Форбсом» и независимо от него мы в рамках поставленной темы вправе указать и на такие гиганты, как «Сбербанк», корпорация ВТБ, на «Российские железные дороги», на «Аэрофлот», на «Внешэкономбанк», на «Росатом»… Во всех случаях речь идёт о прибыльных компаниях с решающим участием государства в их уставном капитале.
В 2009 году в финансовом секторе России десятая часть прибылей получена одной только государственной корпорацией «Внешэкономбанк». А вышеуказанная прибыль одного только «Газпрома» перекрывает собой все прибыли, полученные всеми банками России. У нас нет точных статистических данных о прибылях всего государственного сектора экономики. Но сказанного достаточно, чтобы понять: государство контролирует и изымает значительно больше, чем исчисленные нами две трети прибавочного продукта. И в России, как и в США, речь явно идёт о доле, близкой к 90 процентам всего прибавочного продукта страны.
Следовательно, строй в России, как и в США - «государственнический», то есть ЭТАТИСТСКИЙ.
Что даёт нам такое открытие? - Об этом будет разговор на следующем занятии.