Русскость. 5)Мир людей, вещей, мир поступков - сквозь русские врата.

Nov 26, 2012 17:41

            (из моего доклада в Мюнхене перед группой немецких слушателей в рамках курсов «Центр Восток-Запад»)
            Дамы и господа!  Я расскажу Вам о русском характере. И позвольте мне сначала больше рассказывать о нем, чем объяснять его. А во второй части я буду больше объяснять, чем рассказывать. Итак, во-первых!

Read more... )

национальная психология, русский характер, русскость, национальный характер, нация, Россия

Leave a comment

Comments 24

kubansky1 November 26 2012, 14:46:53 UTC
Вот этот момент - отношение к труду - неплохо описан у Энгельгардта в его "Письмах из деревни". Он тоже объясняет особенности нашего отношения к труду хозяйствованием и климатом, т.е. зависимостью от взаимоотношения этих двух факторов. Отсюда и получается так, что мы работаем как будто рывками. Это он писал в ответ на обвинения, что русский мужик, дескать, лентяй.

Reply

valentin_aleksy November 26 2012, 16:13:27 UTC
Про Энгельгардта что-то вспоминаю. Кажется, что-то хорошее.

Кажется, он немец? У немцев вообще дар описания других народов. Чего стоит один Готтфрид Гердер и его труд под названием «Голоса народов в песнях». Ведь это было открытием общеевропейского уровня - открытием фольклора! Вот не знаю, был ли немцем Элиас Леннрот, открывший миру финский эпос "Калевалу". Но он точно из какой-то немецкой школы, которая по обрывкам из фольклора догадывалась о существовании такого эпоса. Ну и Герберт Хан. Да, немцы большие молодцы, когда их энергия идет, так сказать, "в мирных целях".

Reply

kubansky1 November 26 2012, 18:31:50 UTC
Энгельгардт - русский помещик, вероятно, немецкого происхождения. Себя он называл русским. Уехал в деревню - во второй половине XIX века - и ежегодно присылал оттуда по письму, которые, если не ошибаюсь, публиковали в "Отечественных записках". Всего - 12 писем. О деревне. О крестьянах. О нравах. Обо всём, что происходило в деревне. Очень интересно. Ленин, кстати, в своей работе "Развитие капитализма в России" ссылается также и на "письма" Энгельгардта.

Reply


Русскость. 5)Мир людей, вещей, мир поступков - сквозь рус livejournal November 26 2012, 18:16:30 UTC
Пользователь chumakin сослался на вашу запись в записи « Русскость. 5)Мир людей, вещей, мир поступков - сквозь русские врата.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Русскость. 5)Мир людей, вещей, мир поступков - сквозь русские врата. [...]

Reply


перепостил chumakin November 26 2012, 18:19:28 UTC
на сайте "Русская идея в философии, логике, обществе" http://russian-idea-in.livejournal.com/153874.html
очень интересно показалось: подробное прослеживание влияния механизмов языка на исторические реалии и обратно

Reply

Re: перепостил valentin_aleksy November 26 2012, 18:48:38 UTC
Благодарю Вас, Михаил Михайлович! Нам надо эту "русскую идею" в обязательном порядке вырвать из захапистых рук обскурантов, церковников, нацистов. В среднесрочной перспективе в России выиграют те, за кем народ признает "русскую идею". И будет беда, если это окажутся имперцы и прочие мракобесы. Да, это будет БЕДА!

Я прошу Вас последить за этими моими изысканиями. В следующей записи речь пойдет о специфике уже и интеллекта - об особенностях русского "сомнения". Потом пойдут записи о самой по себе "русской идее", о методологии истории и геоистории, о России непридуманной и о России в будущем. Меня очень интересует один вопрос: насколько все это в русле разоблачения всей этой псевдопатриотической шушеры, насколько нужно настоящим патриотам?

Reply

Re: перепостил chumakin November 26 2012, 20:41:36 UTC
Это все очень нужно и полезно. И что забавно: все "наемные" националисты делают свою работу топорно, неумело и криво. У всех тех, кто делает это от души, по зову сердца -- получается легко, просто, доходчиво, талантливо.

Однако, есть вот такое общетеоретическое замечание: в приниципе любой интеллект, даже инопланетный, имеет всеобщие, похожие на действия любых других деятетелей, черты (типа материал, механизм, структуры, связи). При этом национальные общности имеют все это окрашенным в свои собственные цвета и оттенки. Я придаю бОльшее значение общим закономерностям в противовес национальному колориту.
А то потом начинается: вот только у русских ТАКОЕ! возможно. Это говорят люди, незнакомые с историей и жизнью других народов. Пользуясь слабой информированностью остальных. В результате страдает имидж моего любимого народа. Хотя это все просто эмоции...

Reply


Русскость. 5)Мир людей, вещей, мир поступков - сквозь рус livejournal November 26 2012, 18:31:44 UTC
Пользователь dimm_k сослался на вашу запись в записи « Русскость. 5)Мир людей, вещей, мир поступков - сквозь русские врата.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Русскость. 5)Мир людей, вещей, мир поступков - сквозь русские врата. [...]

Reply


dertarr November 27 2012, 06:02:10 UTC
Вообще-то, насколько мне известно, выражение "друг друга" не имеет ничего общего с друзьями, а имеет один корень с "другой", что в древнем языке означало "второй". В белорусском языке, к примеру, это до сих пор сохранилось - "другi", а для обозначения друга используется совершенно другое слово - "сябар". Вроде бы в других славянских языках - всё то же самое.
Возможно в русском слово "друг" как раз появилось на основе "другой" - мой друг = мой второй человек, или что-то вроде этого. А немецкое "einander", английское "one another", белорусское "адзiн аднаго" и русское "друг друга" в общем-то означают и подразумевают одно и то же.

Reply

valentin_aleksy November 27 2012, 06:25:17 UTC
Меня умиляют "этимологи"!

Вопрос: а какая разница: "второй" стал "другом" или "друг" стал "вторым"?

При любом ответе - как это влияет на основной тезис: понятие иного человека в русском подведено под понятие друга?

"выражение "друг друга" не имеет ничего общего с друзьями"

Вы сами прочитали, что написали?

Reply

dertarr November 27 2012, 09:20:49 UTC
Перепроверил, и теперь вынужден взять часть слов назад: в большинстве славянских языков (и даже на некоторых языках соседних народов) понятие друг звучит так же. Понятие второй звучит как "други" в некоторых языках, а в болгарском и македонском, к примеру, - "втори".

Не важно, второй стал другом или наоборот. Важно, что два понятия, имеющие созвучные формы, постепенно стали всё больше похожи друг на друга. А что ещё более важно, получается, это то, что нельзя приписывать только русскому языку (и русскому народу заодно) заслугу объединений этих понятий. "Друг друга" это выражение, которое пришло в русский язык а не образовалось в нём под влиянием некой мифической русской душевности.

А что до этимологии, так я конечно не спец, да и вообще ни разу не лингвист, но ведь есть же очевидные вещи, для которых не нужно быть специалистом. Вы играете со словами, не слишком тонко, почему же другим не позволяете?

Reply

dertarr November 27 2012, 09:30:09 UTC
>> "Друг друга" это выражение, которое пришло в русский язык а не образовалось...
Точнее, не пришло, а получилось благодаря совпадению, а не под влиянием некой мифической русской душевности...

Reply


Leave a comment

Up