По какому-то запросу из думы прокуратура РФ получила от некого института культурологи «экспертное» заключение о наличии или отсутствии экстремизма в кинофильме «Последнее искушение Христа». Так в новостях.
Что это значит?
Во-первых, это означает появление в РФ так называемых «идеологических экспертиз». Я точно не знаю, поэтому хотел бы поставить вопрос: было ли такое в фашистских Германии или Италии?
Где вообще такое было? Кто и когда докатывался до «идеологической экспертизы»? Кому не понятно, что само понятие таковой «экспертизы» противоречит любой судебной системе? Есть ли «экстремизм» или нет его, есть ли пропаганда запрещенных в данном обществе взглядов или нет ее - кто это обязан решать «по своему внутреннему убеждению»? Чье «внутреннее убеждение» в ТАКИХ вопросах может быть решающим? Кому-то надо разъяснять, что речь может идти исключительно о «внутреннем убеждении» только судей и присяжных, но никак не каких-то там институтиков каких-то там «культурологий»?!
Если и впрямь какой-то институт СОГЛАСИЛСЯ проводить идеологическую экспертизу, то этот институт АНТИКУЛЬТУРЕН, и в стране культурных людей его надо закрыть!
Похоже, мы так долго собирались строить «демократическое правовое государство», что построили … гауптвахту.
Во-вторых, новость сия означает, что российским обскурантам в очередной раз захотелось выставить русских перед всем миром узколобыми мракобесами, не способными ни к Знанию, ни к Вере.
Фильм «Последнее искушение Христа» - глубоко религиозный. В нем режиссер глубоко проник в таинство известной легенды, лежащей в основе христианской религии. В легенде этой есть противоречие. С одной стороны, ее нравственный пафос в сугубо человеческих страданиях … бога! С другой стороны, кому неясно, что бог, коли он есть, всемогущ, что богу ничего не стоит отключить «детектор боли» - и вся трагика истории о распятии на кресте превращается в … водевильчик!
Вот почему верующий Мартин Скорсезе решительно встает на позицию представления Христа как человека. В качестве такового Христос не только верит, но и … сомневается! Но все новые и новые подтверждения его особого происхождения и его особой миссии заставляют его «нести свой крест» - вплоть до последнего пути на Голгофу, вплоть до самого распятия.
И вот именно тут, в самый момент распятия, когда ЧЕЛОВЕКУ Христу особенно страшно и больно, - именно в этот момент приходит последнее искушение. Силы зла прерывают действо и пускают течение времени по боковой ветке - а в ней Христу дается возможность прожить нормальную человеческую жизнь. Жизнь вполне себе безгрешную, с женой и с детьми, с нормальными человеческими печалями и радостями. И все хорошо! Все у Христа как у людей! Но его ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ осталось неисполненным!
Сможет ли «простой человек», сможет ли мещанин, филистер оторваться от своей «простоты», от своего мещанства и филистерства? - Пожалуй, задача потруднее, чем поднятие самого себя из трясины за волосы. Но Христос с помощью своих бывших соратников преодолевает это последнее искушение. Он возвращает время и возвращается на крест. Туда, где очень страшно! И очень больно!
Этот фильм спрашивает зрителя: ты, такой хороший, такой добропорядочный, такой успешный, - выполнил ли ты твое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ?! Быть может, тогда … - ты ведь сам знаешь, когда в твоей жизни был тот «крест»…
И если российским обскурантам даже такой глубоко религиозный фильм кажется «экстремистским», то это значит, что российские обскуранты страдают и от невежества, и от БЕЗВЕРИЯ, что им не даны ни Знание, ни Вера.