Обещал (в
предыдущем посте) представить свою публикацию на
Gefter вчера, но сайт подвергся Ddos атаке. Так что выждал сутки.
Британский «Уиндраш-скандал» в контексте миграции и расизма (5/05/2018)
Предложение сделать статью на основе моего фейсбуковского статуса о "Windrush скандале" (достигшего совершенно невероятного масштаба и приведшего к отставке британского министра внутренних дел Амбер Радд (Amber Rudd), на место которой был назначен Саджид Джавид (Sajid Javid) было неожиданным: я сомневался - и потому, что тема казалась слишком "внутри-британской" (немногие, на самом деле, политическими делами Альбиона так уж интересуются, особенно в эти дни, когда столько всего происходит в России, да еще на фоне праздников, когда количество читателей и вообще неизбежно снижается), да и "фактологический" стиль, в котором я пишу, не слишком, вроде, подходит для этого ресурса с его академически-профессорским (чтобы не сказать - высоколобым, это, между прочим, в моих устах - комплимент) духом. Тем не менее, статья написана и опубликована. Она существенно расширена по сравнению с фб-записью, в частности, в дополнение к разделам "Суть скандала" и "Последствия для правительства и премьера" появились две небольшие главки "Миграция и отношение к ней" (с социологическими данными) и "Расизм и министры из меньшинств".
Материал находится в свободном доступе, интересующиеся могут пройти по данной выше ссылке, поэтому нет нужды особо цитировать. И все же - несколько фрагментов из заключительной части, чтобы дать представление о направленности материала:
"Проблема с «Уиндраш-скандалом», с моей (и не только с моей) точки зрения, носила в основном государственно-бюрократический характер. Однако специфика этого скандала - большой потенциал для обвинений в расизме. Они воспоследовали со стороны левой части политического спектра и ассоциируемой с ней прессы и оказались чрезвычайно токсичными. Не думаю, что эта носящая партийно-политический характер риторика дальновидна - она может вновь вернуться бумерангом ее инициаторам (тем самым, который обернулся итогами референдума), и социологические данные подводят именно к такому выводу. Тем более что, вопреки зазвучавшим в информационном пространстве размашистым заявлениям, институционального расизма в Британии практически нет. А бытовой расизм осуждается всеми немаргинальными политическими силами и преследуется административно и уголовно.
... Амбер Радд (не только белая, но и имеющая аристократическое происхождение) чувствовала себя очень некомфортно, выслушивая из уст своих черных коллег обвинения в расизме проводимой ее министерством политики. С Джавидом такая риторика не работает...
До назначения Саджида Джавида ни один небелый политик не занимал в британском правительстве столь высокий пост. Он, как и мэр Лондона Садик Хан, олицетворяет все более набирающую силу тенденцию...
Особо стоит упомянуть недавнее назначение на должность министра науки и высшего образования черного консервативного политика Сэма Гиймэха (Sam Gyimah). Сын небогатых выходцев из Ганы, учившийся в самых обычных школах, он поступил в Оксфорд и быстро сделал карьеру, работая в банковском секторе. После чего пошел в политику. Недавно новый министр в рамках своего тура по университетам в разных регионах страны посетил и мой университет и два часа отвечал на вопросы студентов и сотрудников. Он произвел впечатление компетентного министра, способного без проблем общаться с аудиторией, составленной в основном из идеологических противников. Его предшественнику Джо Джонсону (брату Бориса Джонсона), аристократичному выпускнику Итона, наверняка пришлось бы более трудно, могли бы и освистать. Описываемая встреча прошла очень цивильно и закончилась бурными аплодисментами. Возможно, что его назначение - попытка тори найти в наступившую эпоху «политики идентичности» ответ на все возрастающее влияние левых в британских университетах, что аукнулось тори на прошлогодних выборах.
Вывод очевиден: в эпоху глобализации и усиления миграционных потоков британское общество становится все более этнически и культурно разнообразным. Это объективная реальность, которая должна отражаться и в политике. Притом что меритократию никто не отменял, и Джавид и Гиймэх получили свои высокие посты в соответствии со своими деловыми качествами. Это новая норма."
Мое утверждение "институционального расизма в Британии практически нет" является, видимо, слишком определенным. Буквально в следующие несколько дней по вновь назначенному министру (который, напомню, сын иммигранта из Пакистана) в социальных сетях раздался залп твитов и фейсбучных статусов с отчетливо расистским душком (один из многих материалов с фактологией: "Racist trolls target new home secretary Javid"). Авторами неизменно выступали левые активисты (более того, связанные с левым крылом лейбористской партии и сторонники Джереми Корбина, которому сам Джавид по этому поводу адресовал свои претензии в Парламенте - короткое видео).
Причем, поучаствовали не только неизвестные (и не слишком известные за пределами радикального актививизма) "тролли", но и люди с именами. Скажем, лорд Адонис (бывший министр в правительстве Тони Блэра, в свое время ответственный за введение платы за высшее образование в британских университетах, а ныне один из самых громких противников Брекзита) вынужден был с извинениями уничтожить свой твит с весьма сомнительным "комиксом" - подробности, например, в статье "Lord Adonis Deletes And Apologises For 'Racist' Sajid Javid Tweet".
Появились в левой прессе и мнения, выраженные более цивильно, суть которых в том, что консервативный политик (даже будучи сам из "меньшинств") в принципе не может бороться с расизмом - ведь это-де прерогатива левых, а на "правых" лэйбл расизма уже стоит и несмываем (например, "Sajid Javid is not the difference we need at the Tory ministry of racism" в Гардиан и "A New Face Won’t Change the British Government’s Racist Heart" в Нью-Йорк Таймс). В целом, это вполне обычная в наступившую эпоху "политики идентичности" self-righteous риторика, но тем не менее любопытно, как под знаменем борьбы с расизмом задействуются либо явно расистские даже по языку лозунги, либо более тонко сформулированные, но по сути такие же "мнения".