И снова о театрально-расовой "политкорректности" в российском преломлении

May 22, 2016 19:17

Думаю, мои старые жж-френды поймут, почему я решил написать этот пост. Во всяком случае те, кто помнит мой шести-летней давности текст "И снова о "выживании расы" - на этот раз театральной", посвященный практике "color-blind casting".

Я вспомнил о нем, прочитав в фейсбуке воистину эпическую дискуссию под статусом авторства Дениса Драгунского (clear-text) - ( Read more... )

Ценности, Полемика, Театр, Россия

Leave a comment

farbensymphonie May 22 2016, 21:03:06 UTC
Здравствуйте!
Увидела ссылку на Ваш пост у подруги в Facebook'e и захотелось добавить примеров)

"А вот если Уильям Шекспир, "Отелло", да еще венецианского мавра играет белая женщина..."
Уже 7 лет назад в Deutsches Theater Berlin шел спектакль "Отелло", где заглавную роль играла "белая женщина" - актриса Зузанне Вольф.))

А в этом году состоялась премьера спектакля "Покорность" по одноименному роману М.Уэльбека, где чернокожая актриса Лорна Ишема играет несколько ролей, в том числе и... Марин Ле Пэн, и великолепно играет - остро, зло, агрессивно, памфлетно.

Reply

valchess May 22 2016, 21:05:29 UTC
Спасибо! Да, примеры множатся, и каждый стоит судить индивидуально.

Reply

farbensymphonie May 22 2016, 21:18:11 UTC
Но интересно, что активнейшему обсуждению color-blind casting сопутствует равнодушие к теме gender-blind casting (если можно так это назвать), хотя последние 2 десятилетия для европейских режиссеров пренебрежение гендерной принадлежностью актера в пользу соответствия его индивидуальности характеру персонажа стало вполне привычным. Женщины играют мужчин, мужчины - женщин и без всяких отсылок к шекспировскому театру, в пьесах любого времени - и классических, и современных.

Reply

valchess May 22 2016, 22:08:09 UTC
Все-таки gender-blind casting - это вещь, во-первых, вполне традиционная и установившаяся бог весть с каких времен, а во-вторых практически всегда концептуальная - просто так пол персонажа не изменишь, что-то должно за этим стоять существенное. Соответственно, нет накала страстей как о глобальном явлении. Тогда как, повторю, color-blind в наше время все более от концептуальности уходит, но явление более новое, да и в смысле накала сопутствующих страстей более проблемное.

Reply

farbensymphonie May 23 2016, 13:52:16 UTC
Как раз в последние годы не вижу никакой концептуальности за подобными решениями. Скорее игнорирование гендерных указаний автора в пользу психофизики конкретного актера.
Одно дело, когда в инсценировке меняют пол самого персонажа пьесы, и, например, господин доктор Стокман становится госпожой, или когда режиссер нарочно поручает женские роли мужчинам, а мужские женщинам. Другое дело, когда гендерные характеристики персонажа в тексте остаются без изменений, даже мужской или женский род при обращении к нему сохраняется в первоначальном варианте.
Уже упомянутая мною Зузанне Вольф выступала не только в роли Отелло, но и в роли Креона в спектакле "Город Эдипа", хотя трактовка роли позволяла исполнить ее и мужчине с тем же успехом.
Сама актриса, отвечая на вопрос, почему ей снова приходится играть мужскую роль, весьма раздраженно ответила: "Спросите об этом режиссеров. Они предлагают мне роли. А вообще я нахожу это великолепным, потому что мужские роли в театре почти всегда намного интереснее, чем женские".

Reply

valchess May 23 2016, 15:17:49 UTC
Ну так иной раз даже если "когда гендерные характеристики персонажа в тексте остаются без изменений", все равно может быть вполне интересно (и концептуально) увидеть в этой роли конкретного актера - все-таки, полагаю, редко такие решения делаются произвольно. К примеру, недавно один из любимых английских актеров David Suchet (известный в мире по роли Пуаро в телесериале) сыграл на лондонской сцене Lady Bracknell in "The Importance of Being Earnest". Я не видел, но спектакль пользовался успехом. И почему нет? Никакого недоумения это не вызвало - посмотреть на актера такого статуса в необычной для него роли захотели многие.

А вообще о gender-blind надо рассуждать отдельно - материала, причем нового, чрезвычайно много.

Reply

farbensymphonie May 23 2016, 15:50:02 UTC
Спасибо за название хорошего спектакля!
В Москве будут показывать его запись в рамках проекта TheatreHD. так что можно будет познакомиться поближе.

А следующей темой для размышлений о границах политкорректности может стать обсуждение занятости в театре актеров с так называемыми ограниченными возможностями.

Reply

valchess May 23 2016, 17:02:44 UTC
Первая ссылка, которая выпала: http://www.bbc.co.uk/news/blogs-ouch-31161511

Reply


Leave a comment

Up