Рокер-классицист и другие впечатления от симфонического концерта

Oct 07, 2014 20:17

Один или два концерта классической музыки в год - это моя годовая норма (а пишу здесь об этом и того реже - вот один из предыдущих текстов). Так что я стараюсь выбирать для такой редкой оказии нетривиальные концерты. Вот в минувшую субботу в лондонском Queen Elizabeth Hall (расположенном в комплексе Southbank Centre) играл Австралийский Камерный Оркестр (Australian Chamber Orchestra) (который является, как пишут, чуть ли не лучшим в мире оркестром такого рода) под управлением своего худрука известного скрипача и композитора Ричарда Тогнетти.



Программа, на мой вкус, была близка к идеалу: в начале и конце - симфонии Гайдна (#83) и Моцарта (#29), а в середине - 27-й фортепьянный концерт Моцарта же и британская премьера (мировая состоялась двумя днями раньше в Дублине) 17-минутного сочинения соло-гитариста рок-группы Radiohead Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood).

В самом факте сочинения данным конкретным рокером симфонического произведения нет ничего неожиданного: параллельно с многолетними выступлениями чуть не в самой влиятельной арт-роковой группе современности, он давно известен как серьезный композитор, пишущий и для кино, и для классических оркестров. Этот виртуоз-гитарист также прославлен способностью играть чуть ли не на любом существующем музыкальном инструменте.



Не так уж легко описывать музыку, особенно не будучи музыковедом; название “Water”, впрочем, может помочь в поиске нужных слов: это был искрящийся поток иногда какофонических, иногда замечательно мелодических фраз, которые переливались и низвергались как в каскадном водопаде. С точки зрения формы сделано впечатляюще и технично. И по моим дилетанстким ощущениям - очень «современно»: любимые композиторы Гринвуда - К. Пендерецкий и О. Мессиан, насколько я понимаю, он стремится сочинять в аналогичном стиле. И любимый инструмент Мессиана волны Мартено был задействован (в дополнение к классическому пианино). А сам Гринвуд играл на индийском инструменте тамбуре, чье переливчатое гудение звучало практически непрерывно. При этом он скромно расположился с этой внушительной бандурой во втором ряду (музыканты этого оркестра, кстати, за редкими исключениями виолончелистов играют стоя). Был в такой же черной рубашке, как и остальные оркестранты, но в джинсах. Впрочем, Джонни Гринвуд - не самый типичный рокер - процитирую такой пассаж-характеристику его интервьюера: “he is genuinely shy and deals with it using the shy Englishman's regulation tool kit: relentless self-deprecation and extravagant politeness“.



Кстати, название пришло из стихотворения английского поэта Филипа Ларкина (Philip Larkin):

"And I should raise in the east a glass of water.
Where any-angled light would congregate endlessly".

Резюме: я бы послушал еще раз. И постараюсь купить запись, когда ее выпустят. Ну и моцартовский 27-й концерт весьма впечатлил. Он звучит, насколько я могу судить, не так часто, как более популярные с меньшими номерами из двадцадки. Но это было прекрасно. Пианист Стивен Осборн, хотя и достаточно известен, вроде не причисляется к корифеям. Но я с трудом могу представить лучшее исполнение. Сам был исключительно деликатен, тонок, сбалансирован и в то же время виртуозен, и с оркестром было полное единение.

Музыка

Previous post Next post
Up