О религиозной злобе дня, или почему богохульный мюзикл нравственнее благочестивых депутатов

Jun 11, 2013 18:57

Я человек решительно нерелигиозный (хотя и затрудняющийся точно определить свое мировоззрение без использования частицы "не"). Но от религии некуда деться - она прямо-таки злоба дня. Наверное, потому, что она все-таки де-факто часть жизни каждого. Взять только последние несколько дней. Вот Госдума приняла в третьем - окончательном - чтении проект закона, вводящего уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих - вплоть до 3 лет лишения свободы. Снова на первом плане (во всяком случае, в том информационном пространстве, в которое я погружен) дискуссия (с письмами протеста) о кафедре теологии в моем родном МИФИ (я высказался на эту тему еще осенью, в «ТрВ-Наука» - исходя, кстати, из прагматических, а не мировоззренческих посылок, что, как я понимаю. не многими разделяемая оптика взгляда на этот предмет). И как по заказу, выдающийся физик Михаил Кацнельсон, человек верующий, получил престижную голландскую премию Спинозы. И это тоже аргумент в дискуссии (см. также здесь)! Хотя, вероятно, не в той (не того уровня и не той содержательности), которая имеет место.

А вот только что услышал, как по английскому телевидению высказалась Ann Widdecombe (эту в прошлом видную и весьма популярную деятельницу консервативной партии интервьюируют разные СМИ в связи с выходом ее автобиографии). Она в свое время занимала разные министерские посты (вплоть до министра внутренних дел в теневом кабинете). И рассказала, что единственный пост, который ей в принципе не подходил - это должность министра здравоохранения. Потому что она католичка, в частности, не приемлющая абортов, и с такими взглядами, по ее мнению, у нее был бы конфликт интересов. Сами собой приходят на ум отечественные парламентарии, с гордостью продвигающие свои "мировоззренческие" "интересы" (рука сама поставила к обоим словам кавычки) в законодательство.

А вот карикатурист Андрей Бильжо в интервью на (тоже почти мне родном) polit.ru замечает: «...сейчас многие темы даже становятся запретными. Были карикатуры на тему христианства, например, где присутствовала тайная вечеря, например. Сегодня такая карикатура невозможна в печати... Целые темы просто уходят.»




А я в минувшую субботу посмотрел в лондонском the Prince of Wales Theatre знаменитый американский мюзикл «The Book Of Mormon». И должен сказать, что это удивительное во многих отношениях зрелище, достойное всех его многочисленных наград. Сюжет в том, что два молодых мормонских проповедника (типовой белозубый американец, отличающийся наивным нарциссизмом, и толстенький коротышка-нерд, который, как потом выяснится, и библию-то свою толком не читал, а потому прибегает в своей миссионерской деятельности к образам из Star Wars и The Hobbit) пытаются конвертировать в свою веру жителей угандийской деревни. Где и нищета, и голод, и разгул бандитизма, и СПИД, и милый обычай female circumcision. И все это на весьма широком фоне, где в числе действующих лиц оказываются не только отцы-основатели мормонской церкви вкупе с нынешними ее начальниками, но и сам Иисус (а также Чингисхан и Гитлер, среди прочих). Создатели мюзикла Trey Parker and Matt Stone известны как авторы такого культового явления современной жизни как долгоиграющий (дай Бог ему многих лет жизни) анимационный ситком «South Park”. Так что о стилистике мюзикла нетрудно догадаться. В России принято упирать на будто бы процветающую в штатах политкорректность (это-де у нас принято резать правду-матку, невзирая на). Ха-ха (см. свидетельство Бильжо выше)! Если авторы мюзикла и озабочены политкорректностью, то весьма специфической (“an equal opportunities policy in relation to offence”). Любому зрителю там созданы все условия, чтобы оскорбиться, а уж тем, кто религиозен... Совершенно беспощадная, безбашенная сатира, и отнюдь не только на мормонов, богохульство там имеет вполне универсальный характер (так, песня, с энтузиазмом распеваемая местными жителями и присоединившимися к ним наивными мормонами, имеет рефрен "Hasa Diga Eebowai" - пожалуй, не буду давать перевод с «африканского», еще забанят, чего доброго; а в какое место бравому проповеднику была по случаю засунута - и весьма глубоко! - эта самая мормонская библия, давшая мюзиклу название, даже и заикаться не буду). Юмор далеко за гранью (упомяну только имя одного из персонажей - зовут африканского громилу General Butt-Fucking-Naked).



Некоторые английские критики консервативного толка оскорбились - к примеру, рецензентка The Times нашла спектакль "morally null" и "pretty racist" (и при этом все равно вкатила три звезды из пяти, что в иных случаях не так уж и плохо). Но таких оказалось немного - в целом, британская критика оценила действо по-достоинству (например, здесь и здесь), пусть и не с таким единодушием как американская. Что, кстати, само по себе любопытно: такого рода стилистика в Англии с ее глубоко укорененными традициями свободы высмеивать без руля и ветрил все, что можно и нельзя (один Monty Python чего стоит! Или недавний мюзикл "Jerry Springer: The Opera") вполне себе мэйнстримная, а вот как раз в Америке с ее глубокой массовой религиозностью и глубинным патриотизмом это вроде бы, как принято считать, не очень катит. Есть, однако, мнение, что эта самая патриархальная религиозность органично сочетается с той истинной толерантностью (которая иначе называется "плавильный котел"), которая и позволяет чрезвычайно различным и казалось бы несовместимым друг с другом многочисленным явлениям (людям, идеологиям, культурам...) более-менее мирно сосуществовать в едином и крепком, несмотря на все странные и даже экстремистские отдельные проявления, государстве. Вот и мормонская церковь сочла за благо на спектакль не ругаться... Ну а лондонская публика, насколько я могу судить по собственным впечатлениям, просто в восторге от старта до финиша - спектакль сделан чрезвычайно качественно во всех своих компонентах, исполнители выше всяких похвал и выкладываются на всю катушку.



Но главный мой вердикт таков: насколько же это умно сконструировано. В содержательном смысле. Недаром процесс создания мюзикла занял семь лет. Несмотря на беспощадную сатиру и окарикатуривание всех и вся, и в первую очередь религиозных догм и их носителей, ближе к концу как-то само собой получается: и к этим странным и смешным мормонам начинаешь испытывать симпатию - ведь живые и где-то даже идеалистично настроенные молодые люди; и погрязшие в грехах разнообразного сорта и вроде бы не отличающиеся даже проблесками интеллекта угандийцы вдруг оказываются такими же нормальными людьми, понимающими, например, в отличие от некоторых интеллектуалов, разницу между реальностью и ее метафорическим описанием. А главное - конечный (ultimate) пафос: не в словах дело, даже и записанных в святых книгах. А в делах, в отношении друг к другу. И это истинно гуманистический пафос, который в конечном счете никакой настоящей религии не противоречит. А даже и наоборот. Недаром автор Matt Stone назвал свое произведение "an atheist's love letter to religion». Публика выходит сияющая от счастья. И, осмелюсь предположить, с пробужденными добрыми чувствами (ежели они у кого-то вздремнули). Можно ли требовать больше от развлекательного действа? Воистину, как сказано в рекламе, столь же безбашенной, как и само шоу: "God's favorite musical"! Хотя бы потому, что Он вряд ли приемлет эту самую "злобу дня", даже и религиозную. А злобы в связке с религией что-то стало многовато (даже если игнорировать свежие новостные заголовки типа только что вынырнувшего "Насельник мужского монастыря оказался насильником").



Ценности, Религия, Театр

Previous post Next post
Up