Лондонские театральные впечатления 2012 года (и немного о Мэтью Боурне)

Jan 15, 2013 19:06

Всех моих френдов и читателей - с наступившим Новым Годом! Как и в прошлом году, первый пост - подведение моих личных театральных итогов года. Как и в предыдущих таких случаях ( здесь, здесь и здесь) я привожу - в хронологическом порядке для каждого из жанров - список увиденных в 2012 году в Лондоне спектаклей. Для каждого спектакля, помимо основных фактологических данных, я даю и свой личный рейтинг (пять звездочек - это максимум). Ну и - в отличие от прошлых постов - кое-какие из впечатлений изложу более подробно. Итак,

Dance/Ballet

  • Sadler's Wells - BalletBoyz - "The Talent": "Torsion" (****) (Choreography: Russell Maliphant), "Alpha" (***1/2) (Choreography: Paul Roberts), "Void" (****) (Choreography: Jarek Cemerek)
  • Sadler's Wells - Nederlands Dans Theater 2 - Mixed Bill: "Passe-Partout" (****) (Choreography: Paul Lightfoot, Sol Leon), "Gods and Dogs" (****) (Choreography: Jiri Kylian), "Cacti" (****) (Choreography: Alexander Ekman)
  • Sadler's Wells - Ballet Preljocaj: "Snow White" (****) (Music Gustav Mahler, Choreography: Angelin Preljocaj with Virginie Caussin and Sergio Diaz )
  • Sadler's Wells - Rambert Dance Company: "A Linha Curva" (***1/2) (Choreography: Itzik Galili), "L’Après-midi d’un faune" (***1/2) (Choreography: Vaclav Nijinsky), "The Art of Touch" (****) (Choreography: Siobhan Davies), "What Wild Ecstasy" (****) (Choreography: Mark Baldwin)
  • Sadler's Wells - New Adventures Company: "Matthew Bourne's Early Adventures - New Adventures": "Spitfire (1988)" (****), (*****), "Town and Country (1992)" (****1/2), "The Infernal Galop (1991)" (****) (Devised, directed and choreographed by Matthew Bourne, with Mikah Smillie, Kerry Biggin, Drew McOnie, Joe Walkling and Chris Marney)
  • Sadler's Wells - New Adventures Company: "Matthew Bourne's Play Without Words" (*****) (Devised, directed and choreographed by Matthew Bourne, Music: Terry Davies, with Richard Winsor, Saranne Curtin, Hanna Vassallo, Anabel Kutay, Jonathan Olivier , Liam Mower, Anjali Mehra, Madelaine Brennan).
  • Sadler's Wells - "The Rodin Project" (****1/2) (Choreography: Russell Maliphant, Music: Alexander Zekke, with Tommy Franzén, Thomasin Gulgec, Dickson Mbi, Ella Mesma, Carys Staton, Jennifer White)

    Plays

  • Barbican/Silk Street Theatre - "‘Tis Pity She's a Whore" (***1/2) by John Ford (Director: Declan Donnellan, with Jack Gordon, Lydia Wilson, Suzanne Burden, Laurence Spellman, Jack Hawkins)
  • The Old Vic - "Noises Off" (****) by Michael Frayn (Director: Lindsay Posner , with Robert Glenister, Celia Imrie, Jamie Glover, Amy Nuttall, Jonathan Coy, Janie Dee, Karl Johnson)
  • Lyric Hammersmith - Filter Theatre Company - "A Midsummer Night's Dream " (***1/2) by William Shakespeare (Director: Sean Holmes, with Chris Branch, Jonathan Broadbent, Ed Gaughan, John Lightbody, Simon Manyonda, Poppy Miller, Victoria Moseley, Alan Pagan, Ferdy Roberts, Rebecca Scroggs)
  • Duchess Theatre - Live Theatre Newcastle - National Theatre"The Pitmen Painters" (****) by Lee Hall (Director: Max Roberts, with Ian Kelly, Trevor Fox, Joe Caffrey, Joy Brook, Ben Nicholson, Michael Hodgson)
  • The Young Vic - "After Miss Julie" (****) by Patrick Marber (after A. Strindberg) (Director: Natalie Abrahami, with Natalie Dormer, Kieran Bew, Polly Frame)
  • Hampstead Theatre "Farewell to the Theatre" (***1/2) by Richard Nelson (Director: Roger Michell, with Ben Chaplin, Tara Fitzgerald , Jemma Redgrave, William French, Andrew Havill, Louis Hilyer, Jason Watkins)
  • Trafalgar Studios 2 - "The Leisure Society" (***) by François Archambault (Director: Harry Burton, with Ed Stoppard, Agyness Deyn, John Schwab and Melanie Gray)
  • Barbican - Complicite - "‘The Master and Margarita" (****1/2) by Mikhail Bulgakov (Director: Simon McBurney, with Sinéad Matthews/Susan Lynch, Paul Rhys, Cesar Sarachu, Ajay Naidu, Tim McMullan, Richard Katz)
  • National Theatre - "Collaborators" (***1/2) by John Hodge (Director: Nicholas Hytner, with Alex Jennings, Simon Russell Beale , Jacqueline Defferary, Mark Addy)
  • Finborough Theatre - "His Greatness" (****) by Daniel MacIvor (Director: Ché Walker, with Matthew Marsh, Russell Bentley, Toby Wharton)
  • Royal Court Theatre - "Love, Love, Love" (***) by Mike Bartlett (Director: James Grieve, with Victoria Hamilton, Ben Miles, Claire Foy, George Rainsford, Sam Troughton)
  • Shakespeare Globe Theatre - "Hamlet" (****1/2) by William Shakespeare (Director: Eimuntas Nekrosius, with Andrius Mamontovas, Viktorija Kuodyte, Vytautas Rumšas, Povilas Budrys)
  • Soho Theatre - "Boys" (***) by Ella Hickson (Director: Sarah Frankcom, with Samuel Edward Cook, Alison O’Donnell, Danny Kirrane, Lorn Macdonald, Tom Mothersdale, Eve Ponsonby)
  • Harold Pinter Theatre - "South Downs/The Browning Version" (****) by Terence Rattigan and David Hare (Directors: Jeremy Herrin and Angus Jackson, with Anna Chancellor, Nicholas Farrell, Alex Lawther, Jonathan Bailey, Jack Elliott, Bradley Hall, Robert Heaps, Amanda Fairbank Hynes, Liam Morton, Andrew Woodall)
  • Royal Court Theatre - "Birthday" (***) by Joe Penhall (Director: Roger Michell, with Stephen Mangan, Lisa Dillon, Llewella Gideon)
  • King's Head Theatre - "Vieux Carré" (***1/2) by Tennessee Williams (Director: Robert Chevara, with Tom Ross-Williams, Nancy Crane, David Whitworth, Samantha Coughlan, Paul Standell)
  • The Young Vic - "A Doll’s House" (****) by Henrik Ibsen (English language version by Simon Stephens) (Director: Carrie Cracknell , with Hattie Morahan, Dominic Rowan, Nick Fletcher, Steve Toussaint, Yolanda Kettle, Lynne Verrall, Susannah Wise)
  • Hampstead Theatre"The Judas Kiss" (****) by David Hare (Director: Neil Armfield, with Rupert Everett, Freddie Fox, Cal MacAninch, Tom Colley)
  • Noel Coward Theatre - Vakhntangov Theatre - "Uncle Vanya" (*****) by Anton Chekhov (Director: Rimas Tuminas, with Sergey Makovetsky, Evgeniya Kregzhde, Anna Dubrovskaya, Vladimir Vdovichenkov, Vladimir Simonov, Galina Konovalova)
  • Royal Court Theatre - "NSFW" (***) by Lucy Kirkwood (Director: Simon Godwin, with Julian Barratt, Janie Dee, Sacha Dhawan, Henry Lloyd-Hughes, Esther Smith)
  • Southwark Playhouse - (***1/2) by Anton Chekhov (in a new version by Anna Reiss) (Director: Russel Bolam, with Joseph Drake, Lily James, Sasha Waddell, Michael Beckley, Emily Dobbs, Anthony Howell, Matthew Kelly, Ben Moor, Malcolm Tierney)
  • Soho Theatre - DryWrite company - "Mydidae" (**1/2) by Jack Thorne (Director: Vicky Jones, with Phoebe Waller-Bridge, Keir Charles)
  • Royal Court Theatre - "Hero" (**) by E.V. Crowe (Director: Jeremy Herrin, with Liam Garrigan, Tim Steed, Daniel Mays, Susannah Wise ).
  • Soho Theatre - "A Clockwork Orange" (***1/2) by Anthony Burgess (Director: Alexandra Spencer-Jones, with Martin McCreadie, Neil Chinneck, Simon Cotton, Philip Honeywell, Will Stokes)

    Musicals

  • Victoria Palace Theatre - "Billy Elliot" (*****) (Music: Elton John, Book&Lyric: Lee Hall, Director: Stephen Daldrey, Choreography: Peter Darling, with 8 different 'Billys': Harris Beattie, Adam Vesperman, Ryan Collinson) (Мои впечатления: раз, два, три)
  • Adelphi Theatre - "Sweeney Todd" (****) by Stephen Sondheim (Director: Jonathan Kent, with Michael Ball, Imelda Staunton, Luke Brady, Gillian Kirkpatrick, James McConville, Lucy May Barker, Richard Lintern, Sarah Woodward)

    Opera

  • Barbican/Silk Street Theatre - A Guildhall School Production - "‘A Midsummer Night's Dream " (**1/2) by Benjamin Britten (Director: Martin Lloyd-Evans, Conductor: Stephen Barlow,with Guildhall School of Music & Drama students)
  • King's Theatre - OperaUpClose - "CARMEN" (***) by Georges Bizet (Director: Rodula Gaitanou, Musical direction: Elspeth Wilkes, with Christina Gill, Nicholas Dwyer, Olivia Barry, Fleur Bray, Adam Crockett)
  • Charing Cross Theatre - OperaUpClose - - "La Bohème" (***) by Puccini (Director and Libretto: Robin Norton-Hale, Musical direction: Elspeth Wilkes, with Gareth Morris, Rhona Mckail, Una Reynolds, Laura Casey, Nick Dwyer)

    Stand-up Comedy

  • Southbank Centre - Queen Elizabeth Hall - Dave Gorman: "Dave Gorman's Powerpoint Presentation" (****)

    Что можно увидеть из этих названий, кроме фактологии и рейтингов? Я почти не смотрел в прошедшем году мюзиклов (видел один старый и один новый - "Sweeney Todd"). Не случилось классического балета. Доволен увиденными танцевальными спектаклями - практически все оправдали ожидания. А вот в драматическом театре было больше, чем в предыдущие годы, спектаклей, которые можно было бы и пропустить. Возможно, потому, что я старался посмотреть побольше новых пьес, а сезон в Royal Court (этой лаборатории новой британской драматургии) не очень задался (правда, некоторые названия, получившие высокую оценку критиков, я не видел. Однако, на мой взгляд у местных критиков есть тенденция перехваливать спектакли именно этого - весьма идеологически ориентированного - театра).

    Абсолютный highligfht года: "Matthew Bourne's Play Without Words" в Sadler's Wells (новая реинкарнация - впрочем, старой, 10-летней давности, я не видел). Этот во многих отношениях необычный и при этом совершенный танцевально-драматический спектакль (по мотивам классического фильма Пинтера и Лоузи "The servant") хорошо известен, поэтому воздержусь от подробностей.

    Танцевальный спектакль года: "The Rodin Project" Рассела Малифанта в Sadler's Wells. К этому спектаклю, вдохновленному работами Родена, у меня был особый интерес: по роду своей профессиональной деятельности мне довелось участвовать в проекте, где создавались компьютерные модели реальных скульптур замечательного московского художника Игоря Селезнева. Одну из его абстрактных скульптур мы не только смоделировали (см. мой любимый аватар), но и анимировали - она у нас в некотором роде "затанцевала". Вот и в этом спектакле замечательному хореографу Малифанту удалось - с помощью совершенно блестящих исполнителей - выявить скрытую в статике скульптур динамику движения. Получилось очень впечатляюще.

    Драматический спектакль года: Вахтанговский "Дядя Ваня" ( мои впечатления).

    Драма из "местных": "The Master and Margarita" компании Complicite в Barbican Theatre. Этот спектакль был плохо встречен российскими критиками, и действительно, его проблемы на виду. Но в то же время это настолько грандиозное во многих отношениях зрелище, что простому (типа меня) зрителю трудно не восхищаться.

    Драма из местных без кавычек: "The Pitmen Painters". Этот спектакль по пьесе, первоначально написанной для короткого сезона в провинциальном театре в Нью-Кастле, с триумфом прошел (и неоднократно) в Лондоне (как в National Theatre, так и в Вест-Энде) и был даже приглашен на Бродвей, где игрался несколько месяцев. Пьеса, основанная на реальной истории шахтеров-художников (известных как "Ashington Group"), сделана умно, эмоционально - просто идеально. Впрочем, еще штук пять были очень хороши (см. выше). Вот пишу это темной ночью - а по BBC News в программе Hard Talk интервьюируют актера (более известного как киноактера... и писателя) Руперта Эверетта, который весьма впечатлил в роли Оскара Уайльда в спектакле "The Judas kiss". Упоминаю потому, что этот спектакль перенесен из элитарного Hamstead Theatre на West End's Duke of York's Theatre и будет идти до 6 апреля...

    Вглядевшись в список спектаклей, я неожиданно для себя обнаружил тему, объединяющую многие из них - до этого мне это было не очевидно. Тема эта - взаимосвязь между жизнью автора и его произведениями - звучит, конечно же в "Чайке" Чехова. Я видел в ноябре версию пьесы молодой английской драматургини Ани Рейсс (Anya Reiss), где действие происходит на Isle of Man в наши дни (и где Аркадина и Тригорин - модные celebrities, а Треплев создает эффекты к своей замечательной пьесе с помощью ноубука - а в финале, перед тем как застрелиться, натурально заливает его водой. Вообще, такого, как бы сказать помягче, необычного Треплева я никогда не видел, он оказался для меня совершенно чужд и потянул впечатления от очень интересного спектакля вниз). Сюда же, конечно, можно отнести и "M&M" - а в пару к этому спектаклю я посмотрел в National Theatre новую пьесу Джона Ходжа (John Hodge) "Collaborators" с участием ведущих британских театральных актеров - фантасмагорию о взаимоотношениях Булгакова и Сталина (для меня главный посыл пьесы оказался этически неприемлем). Далее: редко ставящаяся поздняя пьеса Тенесси Уильямса ""Vieux Carré" (о молодом писателе в начале карьеры) - и пьеса канадского автора Даниэля Маклвора (Daniel MacIvor) "His Greatness" - о последних днях жизни великого драматурга. Пьесу об Уайльде "The Judas kiss" я уже вспоминал. В том же Hamstead Theatre я видел пьесу американского драматурга Ричарда Нелсона (Richard Nelson) "Farewell to the Theatre" - о позднем периоде жизни (в Америке, в качестве университетского преподавателя) знаменитого английского театрального реформатора начала века Harley Granville Barker... Видимо, что-то бессознательное срабатывало, когда я выбирал спектакли для просмотра.

    Наконец, невозможно не вспомнить пьесу Джека Торна (Jack Thorne) со странным названием "Mydidae", которую я посмотрел в самом конце года в недавно открытом чердачном пространстве Soho Theatre. Думаю, те мои читатели, кто еще со мною, легко поймут, почему. Два действующих лица - молодая супружеская пара (обоих можно смело причислить к пресловутому "креативному классу"). Все действие происходит в их домашней bathroom, воссозданной (в метре от сидящих зрителей, которых в помещение вмещается человек 70) в самых натуральных подробностях. В частности, добрых полчаса действия ближе к концу проходит в заполненной настоящей водой ванне, куда наша пара (опять же, в самом что ни на есть натуральном виде) погружается и ведет - в романтической обстановке (свечи, вино...) - разговор. Который делается все более агрессивным и в конечном итоге выруливает на весьма болезненные для мужа воспоминания... и он внезапно хватает свою спутницу жизни за голову, погружает в воду и душит. После весьма натуралистично разыгранных конвульсий (могу только восхищаться актерами - думаю, играть такое каждый день в течение месяца нелегко и физически, и эмоционально) создается полное впечатление, что убийство состоялось... Потом выясняется, правда, что девушка выжила... и продолжает с раскаявшимся (и даже примирившимся через пережитый шок с болезненным прошлым) супругом жить дальше... Мне эта убийственная в любом смысле слова сцена не показалась логически вытекающей из предыдущего действия, да и из заявленных характеров, но... как мы знаем из новейших московских событий, в жизни бывает все.

    В субботу иду на новый спектакль Мэтью Боурна "Matthew Bourne's Sleeping Beauty". В прошедшем году его компания New Adventures отмечала 25-летие (хотя за эти годы ее название менялось), так что помимо традиционных околоновогодних спектаклей, в Sadler's Wells были показаны и некоторые ранние работы. А самый знаменитый его балет "Swan Lake" был снят в 3D.

    Ну а в заключение - дам ссылку на YouTube на телефильм

    Matthew Bourne's Christmas Special

    Год назад он был впервые показал на британском канале Channel4, а в прошедшие рождественские праздники его можно было посмотреть снова. Этот 50-минутный фильм включает сцены из большинства спектаклей Боурна (Swan Lake, Nutcracker!, Cinderella, The Car Man, Play Without Words, Edward Scissorhands, Dorian Gray, Infernal Galop, Spitfire and Town and Country) в том числе и тех, которые не доступны на DVD. Отмечу, что запись на YouTube - не пиратская: во всяком случае, я получил эту ссылку с официального эккаунта New Adventures в фейсбуке. Качество очень приличное.

    Ну и вспомню здесь заодно пост "Спор об английском театре с театральным критиком"...
  • Британия, Театр

    Previous post Next post
    Up