В минувшую субботу я посмотрел в лондонском
Coliseum балет "Корсар", которым
American Ballet Theatre (ABT) закрывал свои 10-дневные гастроли. Это искусство, кстати сказать, потребовало жертв от моего организма, пребывавшего не в лучшей форме (сочетание, пусть и умеренно выраженных, бронхита и радикулита не слишком вдохновляло на поездку в британскую столицу, до которой 150 км). Но билет был куплен заранее, и я не нашел в себе сил (и благоразумия) отказаться от редкой возможности увидеть одну из прославленных балетных трупп. К тому же мне хотелось посмотреть на Даниила Симкина - этого, как некоторые горячие головы утверждают, "нового Барышникова" я видел только на видео (ссылки см. ниже). И был весьма, весьма впечатлен. Не говоря о том, что вундеркинды, тем более реализовавшиеся - моя любимая тема (см. соотв. тэг!).
Photo:
Jonh RossABT's Le Corsaire
Saturday, April 4, 2009, 7.30pm, London, Coliseum
Staged by Anna-Marie Holmes after Marius Petipa and Konstantin Sergeyev
Music by A.Adan, C.Pugni, L.Delibes, R.Drigo and prince Oldenbourg
Sets and costumes by Irina Tibilova
Conrad, a pirate -
Cory StearnsBirbanto, his friend -
Carlos LopezAli, the slave -
Jose Manuel CarreñoLankendem, owner of the bazaar at Adrianople -
Daniil SimkinMedora, a young Greek woman -
Paloma HerreraGulnare, Medora's friend -
Maria Riccetto "Корсар" - это самая, что называется, классическая классика. Где главное - классический танец с демонстрацией его весьма специфических нюансов как таковой. Я, честно говоря, от такого рода танцевальных зрелищ отвык. Как-то так в последнее время складывалось, что я смотрел либо достаточно абстрактные хореографические постановки, где нарратив словами выражается с трудом в принципе (в частности, балеты Jiří Kylián и его
Nederlands Dans Theater - и это лучшее воспоминание года), либо "драмбалеты" на базе детально проработанных сюжетов (
Matthew Bourne's "Edward Scissorhands" и "Dorian Gray",
"Чайковский" Эйфмана - с Владимиром Малаховым, между прочим). Даже посмотренная минувшей осенью новая постановка
"Mark Morris's Romeo and Juliet" на музыку Прокофьева (со счастливым финалом!) воспринималась как драматический спектакль - хотя и с весьма классической хореографией.
К сюжету Корсара - с пиратами, турецким пашой и гаремом, евреем-работорговцем и одалисками, саблями и ядовитым цветком, любовной лихорадкой, кораблекрушениями и предательствами, наконец, со взаимными похищениями друг друга чуть ли не всех главных действующих лиц - не то что серьезно, но и рационально относиться трудно. Кажется, американские постановщики и исполнители приняли это как данность, в большинстве своем не заморачивались драматическими перипетиями и превратили эту экзотическую историю в набор концертных номеров (с последующими поклонами посреди действия), позволяющих солистам показать свои технические возможности. Ну, а показать есть что - традиционно ABT набирает в солисты лучшие кадры со всего мира. Что особенно относится к менее прекрасной половине труппы. О кордебалете я бы в превосходных тонах говорить не стал. Правда, ему пришлось нелегко - спектакль, хотя и компактный (два с половиной часа, включая два 20-минутных перерыва), но многонаселенный; так, в третьем акте (знаменитая картина "Оживленный Сад") на сцене одновременно находились - как это представлялось спящему тут же выраженно комическому Сеид-Паше (в исполнении Романа Журбина) - не меньше 50 человек, включая пару десятков детей, причем местных - т.е. введенных в спектакль достаточно скоропостижно; неудивительно, что особой синхронности некоторых телодвижений (самих по себе весьма изощренных) не наблюдалось.
Наибольший успех предсказуемо имел знаменитый кубинец Хосе Мануэль Каррено с хрестоматийными вариациями раба Али во втором акте. Молодой фактурный солист Кори Стирнс в роли главного пирата Конрада выглядел мощно, но скучновато. Дамы - прима Палома Эррера (Медора) и Мария Риссетто (Гюльнара) - виртуозно и невозмутимо (что выглядело странновато при их весьма мелодраматических в этом сюжете судьбах) открутили все свои фуэтэ. Что касается драматического наполнения, то его пытался создать (в прологе и эпилоге) корабль, раскачивавшийся на "волнах" так, что танцоры едва из него не вываливались. Финальное кораблекрушение с последующим погружением несчастных пиратов в воссозданную с помощью спец-эффектов пучину было сценографически выполнено впечатляюще - при том, что сценография в основной части спектакля выглядела достаточно лаконичной (не сомневаюсь, что в Большом театре все это реализовано с большим размахом. Не говоря о роскоши).
Наконец, о Данииле Симкине. Ему досталась роль торговца Ланкендема (днем раньше он ее исполнил впервые). Я почему-то думал, что эта роль в основном мимическая. Это верно для двух последних актов, но в первом акте (где действие происходит на невольничьем базаре, где этот зловредный еврей пытается продать свой живой товар в гарем Сеид-Паши) его партия оказалась не просто танцевальной, но де-факто - главной танцевальной. Вроде только что этот тщедушный торговец просто жестикулировал, расхваливая своих одалисок - и вдруг начал буквально летать над сценой. Причем, в одном эпизоде выполнил - высоко в воздухе - такой пируэт, что зал буквально ахнул (первый и единственный раз за весь спектакль). В общем, говоря по-английски, Даниил "украл" если не все шоу, то первый акт точно. И получил самые громкие овации. Насколько я могу судить, почитав прессу (о чем ниже), это обычная история - независимо от звездности партнеров.
Конечно, supposedly зловещий старик-еврей (так, кажется, по сюжету?) получился у миниатюрного 21-летнего (и выглядящего моложе даже этих невеликих лет) танцовщика юным и игривым (и наклеенная бородка мало что изменила). Но в контексте этого подчеркнуто пестрого в свое броскости спектакля его юношеский задор не казался чужеродным, к тому же, и пантомима для него вполне органична - он чрезвычайно выразителен, даже когда находится не на переднем плане и напрямую не участвует в действии. Ну и техника, насколько я могу судить, просто феноменальная (плюс завидная гибкость, координированность, способность к концентрации, харАктерность), недаром этот выросший в Германии отпрыск известных балетных танцоров выиграл чуть не все главные мировые конкурсы. В ABT он меньше полугода. Любопытно будет посмотреть, насколько он со своей мальчишеской, чуть ли не "эльфовой", фактурой продвинется в классическом репертуаре (не сомневаюсь, что в современной хореографии он пойдет очень, очень далеко - и на него, несомненно, будут ставить специально).
Да, о прессе. Решил я почитать, что пишут об этом юном даровании балетные критики (знаменитые, вообще-то, на фоне коллег из других жанров, своей въедливостью и отсутствием почтения даже к звездам). Выступлений у него за время пребывания в ABT было пока совсем немного. Приведу несколько цитат (вряд ли требующих перевода):
... virtuosic-beyond-wow young Russian Daniil Simkin The audience loved 20-year-old technical monster Daniil Simkin... Right now, he looks like a fragile, skinny, short 13-year-old. The kid, however, is surprisingly strong. The sensation was the first appearance in a major role of the company's new, 21-year-old Russian virtuoso, Daniil Simkin... His effortless dancing had the glint of gold to it, and, matched by a delicious Sarah Lane, he showed the ability to make classic bravura stylistically joyous. Also on the evening’s bill was a showcase of classical virtuosity, the flamboyant duet from Vasily Vainonen’s 1932 four-act ballet Flames of Paris. It provided a perfect opportunity for ABT to show off the company’s new soloist - 21-year-old Russian-born sensation Daniil Simkin, teamed with a lovely Sarah Lane. Lightweight and agile, Simkin has amazing dexterity and flexibility. He proved a confident young artist with brilliant technical skills, dancing with exceptional fluency and abandon, and pretty much stole the show with his incredibly daring leaps and turns in midair, which he executed so effortlessly and flawlessly that the audience literally exploded with enthusiastic cheers and bravos. Daniil Simkin (a new 21-year-old Russian-born boy wonder)... Since Mr. Simkin is the new arrival, let’s speak of him first. On Friday night this fair-haired zephyr danced “Tico-Tico” in “Company B”; on Tuesday he danced Vasily Vainonen’s “Flames of Paris” pas de deux with Ms. Lane. He looks about 11, his manner is all boyish artlessness, but then he dances and blithely lets it rip. “Flames of Paris” is the show-off piece in which to see his technical bravura,... with all manner of effortless spins and jumps. Just what was that forward-traveling spin through the air (double sauts de basque)? At its apex he suddenly exploded into a sideways near-split. For all of Mr. Simkin’s youthful lightness, he has dimension, texture and timing: it’s as good to see him land as it is to see him in the air. I liked him even more in “Tico-Tico,” where his leaps and arrivals were often at breathtaking angles (he breezed through them) and where he rolled, rose and contracted with miraculous fluency. But the sensation was the company debut of new soloist Danil Simkin in "Tico Tico." The youngster has a glow about him - you spot him immediately out of the ensemble - and a technique of which Baryshnikov would not be ashamed. Watch for him. Danil Simkin looks headed for the top. Что ж: we will definitely watch!
Видеоклипы:
На Youtube можно найти большое количество клипов со сценами из "Корсара" вообще и в исполнении солистов ABT, в частности.
Приведу ссылку на клип с участием танцоров, которые были заняты в виденном мною спектакле:
Paloma Herrera and Jose Manuel Carreno in ABT's Le Corsaire pdd А вот клип, где Ланкендема танцует Владимир Малахов:
Vladimir Malakhov and Paloma Herrera in ABT's Le Corsaire Ну и одноминутный монтаж вариаций раба Али в исполнении самых великих:
Nureyev, Baryshnikov, Corella in Le Corsaire Даниил Симкин на видео:
Даниил присутствует в сети многообразно, и, кажется, это его сознательная политика по наведению мостов с поклонниками. Вот, в частности, его
личный сайт. Имеющийся там блог, к сожалению, обновляется редко. Но зато транслируются его twitter сообщения (из последнего можно узнать, что он только что прибыл в Москву. Собирается выступать?). А записи своих выступлений он выкладывает на Youtube сам.
Прежде всего, ставлю ссылку на замечательное (и смешное) видео с 13-летним Даниилом и его отцом:
Click to view
Следующие клипы - это contemporary номера, которые помогли Даниилу на конкурсах (и с которыми он выступает в гала-концертах):
Ballet - Les Bourgeois danced by Daniil SimkinDance - Fallen Angel by Daniil Simkin Ballet - Moorhuhn danced by Daniil Simkin (этот клип - фото оттуда см. выше справа - посмотрели без малого полмиллиона человек - невероятная для балетного жанра цифра!).
Наконец, недавние записи двух классических ролей:
Daniil Simkin - Ballet Don Quixote - BasilDaniil Simkin - 'La Bayadère' Solor | Part 1 P.S. Я достаточно часто (для простого любителя) бываю на спектаклях и концертах, но впечатления обычно записываю в private режиме. Стимулом их в данном случае обнародовать послужил пост
"Малахов Корсар" в журнале
ballet-school. Оказывается, по любопытному совпадению не далее как в воскресенье по каналу "Культура" был показан "Корсар" в исполнении АБТ (запись 10-летней давности), и автор заодно поделился вспоминаниями о своих контактах с ABT (там же адрес, по которому балет можно скачать). Автор, кстати, мне не чужой: известный танцор и педагог Илья Кузнецов - один из героев моего поста полуторагодичной давности
Билли Эллиоты на сцене и в жизни, в Лондоне и в Москве (а точнее, рецензии на фильм производства BBC
"Henry Perkins: Bolshoi Boy"). Всем рекомендую его очень интересный и личностный жж - там речь идет далеко не только о балете.
Update: Как выяснилось, Даниил действительно выступил 9 апреля в Москве - в Большом театре, на бенефисном вечере Светланы Захаровой. С Les Bourgeois. Судя по отзывам, "украл" (у всех, в том числе и у бенефициантки) и это шоу...
Update 2: Небольшая, но интересная публикация в популярном американском журнале W Magazine
"Daniil Simkin". Две цитаты:
“In his face and concentration I see Misha [Baryshnikov],” says ABT artistic director Kevin McKenzie, who hired Simkin as a soloist last spring, “but he also has the exuberant youth of Angel [Corella].”
Though only five feet seven, Simkin has long proportions and plenty of debuts ahead, among them roles in Romeo and Juliet and La Sylphide. Already he’s aspiring to blend the best of his boyhood idols. “I would drop in the technique of Baryshnikov, the charisma of Nureyev and the work ethic of my father,” he says. “Mix together, and you’d have the perfect dancer!”
Update 3:
"Dancing with Daniil Simkin" (video, 2 min) - интервью для программы 1st Look NY (8 June 2009)