Цитатник Англофила по выходным -25: Конкурс Евровидения и национальная гордость

May 24, 2008 18:28

От песенного конкурса Евровидения некуда деться даже такому далекому от поп-культуры субъекту, как я (что там у меня на MP3 - плейере из популярной музыки?.. Eva Cassidy? Rufus Wainwright? Так они по всем параметрам много дальше от типовых евро-конкурсантов, чем от Рахманинова с Шостаковичем!). Сегодня вечером главный британский телеканал BBC1 посвящает чуть не весь вечер прямой трансляции Финала; а всю прошедшую неделю по телевидению и в газетах с мазохистским удовольствием обсуждали и сам конкурс, и британские перспективы на нем. "С мазохистским" - потому, что иллюзий относительно этих перспектив ни у кого нет. Такое впечатление, что всеобщие (и в прессе, и в обыденной жизни) ламентации относительно этого события приобрели ритуальный характер. Чем и интересны. Вот я и приведу в своей "цитатной" рубрике типовую статью о конкурсе - в данном случае из Times (с некоторыми сокращениями).






В былые времена Британия с ее общепризнанными эстрадными традициями выступала весьма успешно: 6 побед - больше только у Ирландии. И певцы с приличной репутацией не избегали участия в этом состязании. Но эти времена давно прошли. "Европа" ныне включает в себя много больше стран, и pattern их голосования вполне установился. Вот сообщается, что некий Dr Derek Gatherer из Глазго подверг итоги голосования на конкурсе "компьютерному анализу". Сей ученый муж (надо полагать, что ему выделили специальный грант на проведение исследований на этом переднем крае науки) опубликовал статью под высокоученым названием "Comparison of Eurovision Song Contest Simulation with Actual Results Reveals Shifting Patterns of Collusive Voting Alliances", в которой пришел к такому неочевидному открытию: оказывается, результаты определяются согласованным обменом голосами внутри трех "голосующих блоков": "Viking Empire" - т.е. 8 стран северной Европы, включая Балтику; Восточный блок - также 8 стран (сюда входит и Россия); и, наконец, Балканский блок, включающий аж 11 стран.

Британский конкурсант по имени Andy Abraham (финалист местного телеконкурса под названием "Х-factor" - российский аналог, если я не ошибаюсь, проект "Народный артист") заявляет, что будет счастлив попасть в десятку. Но как бы ему на последнем месте не оказаться - прецеденты в последние год были (однажды удалось набрать 0 очков). В прошлом году англичане финишировали предпоследними - за счет голосов всего двух стран: Ирландии (единственного "союзника", правда почему-то не очень склонного даровать британским братьям много очков) и Мальты, неожиданно подаривших аж 12 очков (из набранных 19) - что и позволило британцам не замкнуть таблицу. Говорят, что это был акт протеста маленькой, но гордой страны, чью песню ее непосредственные соседи не оценили, и тогда они отдали голоса заведомому аутсайдеру. То бишь Альбиону... Так что после объявления итогов в местных СМИ раздадутся ставшие уже типовыми стенания "ну вот! Снова - и весьма предсказуемо - нас умыли!". Снова последуют призывы к прекращению участия в Конкурсе (в прошлом году один парламентарий даже пытался резолюцию в Палате Общин провести, чтобы BBC - под угрозой бойкота Конкурса - потребовала изменить процедуру голосования).

С некоторым удивлением местные публицисты констатируют, что итоги конкурса рассматриваются во многих восточно-европейских странах через призму политики и чуть ли не статуса страны. И они, очевидно, недалеки от истины. Не дай Бог Дима Билан пролетит мимо первого места (это я уже от себя)! Ведь это возможно только если заговор против России, несомненно маячащий behind the scenes, увенчается-таки успехом (механизмы заговора - я предполагаю, исходя из опыта прошлых лет - будут оперативно объяснены зрителям по горячим следам политическими и прочими авторитетами, застолбившими себе места в телестудии Первого - или Второго? - Канала). Удивительно ли, что судя по всему бюджет, потребовавшийся для подготовки и раскрутки нашего Димы достиг просто-таки фантастических размеров (фигурист Плющенко и венгерский скрипач со скрипкой чуть ли не Страдивари на подтанцовке одни потянут на шестизначные евро-цифры). Думаю, британский Энди был бы счастлив иметь сотую часть того, что имеет победительный Дима (хотя, что уж там деньги - посмотрите на фотографии: куда этому уныло выглядящему чернокожему бывшему мусорщику соревноваться с российской такой гламурной и сексуальной звездой!)

Особенно возмущает местных публицистов тот факт, что BBC покрывает аж 40% всех расходов на проведение конкурса! Т.е. англичане (а также французы, немцы и несколько других западно-европейских стран, также несущих основную нагрузку по финансованию) подвергаются этому уже почти ритуальному ежегодному унижению своей национальной гордости за свои же деньги (многие проводят здесь аналогию с членством Британии в EC)! Без этих денег многие восточно-европейские страны просто не смогли бы позволить себе принять участие, да и не факт, что сам Конкурс мог бы проводиться. И чего ради? Чтобы увидеть третьеразрядных исполнителей, соревнующихся в степени безвкусицы? И как с этим бороться? Обиженная несправедливым голосованием Австрия заявила, что участие в Конкурсе прекращает. А Ирландия, выставив на Конкурс кукольного Dustin the Turkey (имеющего в самой Ирландии статус, близкий к культовому), попыталась таким образом перевести действо в пародийное и одновременно протестное русло. Однако, кто, кроме самих ирландцев, надлежащим образом прочитал этот изощренный постмодернистский жест? Несчастного индюка с его потугами просто не пропустили в финал!

С другой стороны, несмотря на все эти переживания с мазохистским оттенком, трансляцию финала Конкурса продолжает смотреть огромное количество зрителей: прогноз на сегодняшний вечер - 11 миллионов; для страны с 60 миллионами населения это очень много. Постоянный ведущий финальных трансляций Терри Уоган (Sir Terry Wogan), сам по себе национальный институт, за многие годы выработал и довел до совершенства манеру комментировать ход конкурса в ворчливо-ироничном стиле, и многие зрители больше ожидают его фирменных сарказмов (особенно колоритных ближе к концу, когда количество глотков виски, без которого он, как говорят, не способен вынести это действо, перейдет в качество), чем самих песен. Так что, может, BBC не на что жаловаться? Да и практически все ламентации в СМИ на эту тему заканчиваются классическим для подобных ситуаций советом соотечественникам: Не берите в голову. Сделать ведь ничего нельзя - так что расслабьтесь и получите удовольствие.

Наконец, есть и такое мнение: очень полезно для британцев смотреть этот конкурс - хотя бы для того, что более трезво представлять себе свое (и своей страны) место в сознании граждан других государств. Место достаточно скромное...

P.S. Этот пост, признаюсь, написан с сугубо корыстных позиций. Дима Билан - мой земляк, родом из Карачаево-Черкесии. Я надеюсь, что одного этого факта будет достаточно (особенно в случае его победы), чтобы мой довольно негламурный журнал обрел, наконец, ту все -жжшную популярность, которую он заслуживает. Рекламодателям, которые пожелают размещать здесь свои материалы, советую поторопиться с предложениями.

Eurovision: making our minds up

by Luke Leitch

Saturday's contest has been hit by accusations of block voting - even Sir Terry Wogan is worried. Relax, it's just a night of good, clean Euro fun.

Man, Bucks Fizz, and Katrina and The Waves, the UK ranks joint second in the all-time Eurovision Song Contest winners league. Only Ireland has won it more often (seven times). But our last victory, courtesy of Katrina and co, was way back on May 3, 1997. That was Tony Blair's first full day as Prime Minister. That's an extremely long time ago.

Andy Abraham - the former dustman limbering up to represent us at the 2008 final in Belgrade on Saturday - is under no illusions about his chances. “I believe the song is good enough for a top ten. Anything more than that...well, if I win, I'll probably collapse on the floor.”

This may not sound like much of a Positive Mental Attitude, but Abraham would be right to be cautious about his prospects. Although, if anything, he's talking them up. Because in the 11 contests since 1997, the United Kingdom has won a spot in the top ten only twice (Imaani, second place in 1998, and Jessica Garlick, third in 2002). In 2003 came the ignominy of our first ever “nul points”, courtesy of Jemini's Cry Baby. Our highest place since then was 16th. These have been lean years for Britain.

It was last year's dismal showing from Scooch (Flying the Flag (for You) came second last) that proved too much even for Sir Terry Wogan. As Serbia romped to victory the great man mused: “We need to build a wall.” Sir Terry was referring to block voting, the phenomenon whereby clusters of countries vote for each other to boost their chances of success. The trend has been fuelled by the rush of new nations flocking to Eurovison in the aftermath of perestroika. It has transformed the Eurovision balance of power. Since 1999 every winner has been a member of a Euro voting block. Former titans, including Britain and many other Western European nations, have been relegated to Eurovision midgets.

Wounded, a Lib Dem MP called Richard Younger-Ross took things a little too far and tabled an Early Day Motion branding the contest “a joke, as countries vote largely on narrow nationalistic grounds or for neighbour countries rather than the quality of the song, and such narrow voting is harmful to the relationship between the peoples of Europe”. He called “for the BBC to insist on changes to the voting system or to withdraw from the contest”.

Eurovision is a trivial competition that reveals a truth that some Britons find profoundly uncomfortable: Europe, or at least the nations that participate in the competition through the auspices of the European Broadcast Union, doesn't care for us all that much. It's not just the United Kingdom that is feeling the effects of block voting; other European countries not included in the Eastern family have had their egos offended too. Scooch won second to last place only because of that protest vote from isolated Malta, which doesn't even have Ireland on its side. Ireland itself has had a torrid run recently - and this year, Wogan's motherland won't even be in the final.

Its entry, a lecherous puppet turkeynamed Dustin, who has performed with Irish greats including Sir Bob Geldof and Chris de Burgh, failed to make it through the first semi-final on Tuesday night. Dustin's number, Irelande Douze Pointe, was effectively a Eurovision protest song, exhorting the Continent to end the Emerald Isle's years in the cold. It fell on deaf ears and was, according to reports from Belgrade, even booed by “Eurovision purists”.

Ireland tried to break the block-vote deadlock with comedy. Austria simply stormed out in a huff. When it was announced that even the losers of the two semi-finals would be able to vote in this year's final - thus setting the scene for all the block-vote regulars to douze points for each other with their usual abandon this weekend, Austria threw an almighty wobbly. ORF, its national broadcaster, regally announced that it was orf. “ORF is not prepared to send further talents to participate in a hopeless cause while the contest remains an arena for political manoeuvring.”

Germany is getting frustrated too. Nicole, Germany's only Eurovison winner, reacted to Serbia's win last year by telling Bild: “It is obvious that Eastern European countries engage in dirty trade with points every year. Germany should withdraw from the competition.” Were Germany or the UK to do an Austria, it would be much more of a blow to Eurovision. We are one of the so-called “Big Four”; along with Germany, Spain and France, the BBC contributes around 40 per cent of the cost of the contest. In return, we get automatic qualification for the final. As Svante Stockselius, Eurovision's executive supervisor, says on the contest's website: “If these four countries would not participate, the fees for the other, smaller countries would be so much higher that many might have to stay out because of financial reasons.”

Sir Terry is on holiday now, getting his fettle up for Saturday. But, in an interview published this week in the Radio Times, he uttered more dark comments about the effects of block voting: “Andy Abraham's song is the best UK entry for a while: if we finish nowhere again, I worry that disenchantment might take hold.” Sir Terry hints that the new block-voting nations of Eastern Europe might chase the UK out of Eurovision, but many believe that without them the contest would have quietly died years ago.

While Sir Terry renders Eurovision palatable to British audiences by drenching it in a Bailey's Irish Cream-flavoured marinade of irony, the new Eurovision members wolf it down unseasoned. They love it as is, and take it deadly seriously. Dana International, the Israeli transsexual who won in 1998 and who has written this year's Israeli entry, said this week: “They took over the competition and because of them Eurovision still exists. They treat it with the respect that Western Europe treated it with years ago.” Dr Gatherer says: “They still have some of the original spirit of the Eurovision Song Contest. You can either mock Eurovision or you can take it deeply seriously. But you probably can't do both simultaneously.”

Should stoic Andy Abraham's self-penned Euro entry, Even If, fail to make the top ten this year, the block-voting recriminations will begin anew. As Duncan Watts, Australian-born professor of sociology at Columbia University, wrote in The New York Times after Scooch-gate: “The large, industrialised nations magnanimously invite their poorer but more numerous eastern cousins to join their party, and offer to pay the bill, only to discover themselves locked out in the garden while their new friends complain about the quality of the liquor and the arrogance of the hosts.”

But Andy, who is about to release an album, probably won't be too offended should he fail to win; he knows that on Saturday 100 million Europeans will see him perform. That's priceless exposure for a former runner-up on The X-Factor . And at the same time, around 11 million Britons will relish - albeit via a mechanism of incredulous ridicule - songs from some new European neighbours that many of us have barely registered. To suddenly stop seeing the joke, to storm out of Eurovision in a huff would be pathetic. We should treat it like Wimbledon: a fantastic spectacle that we have only the slimmest chance of ever winning again. Let's not get a persecution complex about something as unserious as Eurovison. Let's not do an Austria.

“As far as I'm concerned about the whole so-called block voting, there's not really a lot that I can do about it,” says Andy. “So my philosophy is get out there and perform my arse off, basically.

Update: Что ж, Дима Билан уверенно победил. А британский Энди оказался там, где и должен был: на последнем месте. Однако, не на единоличном, а вместе с Германией и Польшей. Что утешает... Я начал смотреть в конце песенной части, угодив сразу на азербайджанских парней, изображавших ангелов с крылышками. Чрезвычайно смешно!... Sir Terry был сегодня в ударе - его неполиткорректный конферанс оказался чрезвычайно остроумным. В итоге я неожиданно для себя досмотрел до конца... Так что, думаю, британские телезрители должны быть довольны.

Ну что же: А России осталось выиграть чемпионат Европы по футболу. Жаль, что там результат не достигается голосованием дружественных народов...

Образ жизни, bbc, Музыка, Телевидение

Previous post Next post
Up