На "Медузе" вышла
интересная статья - о том, как выживает в кризисные времена малый бизнес. Хороша она тем, что авторского мнения там, собственно, и нет - есть интервью с предпринимателями, из которого читатель может сделать свои выводы.
Могу ещё понять, почему российские фермеры не могли конкурировать с иностранной продукцией раньше, до девальвации рубля - всё-таки произвести хороший сыр и продать его за хорошую цену - две большие разницы. И можно сделать отличную продукцию, но не научиться её продавать.
Но вот хозяйка магазина игрушек, которая ещё до всяких кризисов не понимала, что интернет вносит огромные коррективы в поведение покупателей, и у которой нет даже минимальных сумм на изменение формата бизнеса - это уже странно и неправильно.
Есть, конечно, и настоящие бизнесмены - они не закрывают глаза на проблемы, но готовы выживать и пробиваться, неприятности не стали для них громом с ясного неба.
А последний интервьюируемый - риелтор - меня просто убил. Начав с сетований по поводу отсутствия помощи, о чём же он просит правительство? О том, чтобы обязать всех граждан отстёгивать 2% комиссионных риелторским агентствам со всех сделок. Как он это мотивирует? А никак - просто у него сделок мало. Ему не приходит в голову предложить клиентам какую-то нужную услугу по разумной цене, он хочет продолжать собирать деньги не напрягаясь и не создавая никакой ценности. Вот эту пену, я надеюсь, кризис вынесет с рынка в первую очередь.
Потом уйдут предприниматели, которые в спокойной стране могли бы передавать семейный бизнес в поколениях, но в России им не хватило чего-то - предусмотрительности, смекалки, предвидения. А останутся самые сильные, самые зубастые - победители в естественом отборе. Посмотрим, какой средний класс сформируют они...