Кто-то из великих исламских ученых сказал, что количество страха в человек ограничено.
И если человек испытывает весь страх перед Аллахом, то страха перед творениями не остается.
(помогите найти ссылки на первоисточники если кто знает, здесь и дальше).
Еще я слышал, что сердце подобно сосуду. А язык наш словно черпак. Мы говорим то, что есть в нашем сердце.
Снова в этой аналогии мы видим какие-то духовные категории, словно ограниченные пространством. Вроде сосуда с разной емкостью.
На мой взгляд, многие пороки людей связаны с тем, что человек распределяет свою духовную энергию и время в неправильное русло. И в этом кроется причина их пагубности.
К примеру, самолюбие, гордость, тщеславие, высокомерие, они страшны не столько из-за того, что человек, зараженный ими, выглядит отвратительно, ведет себя чванливо, плюет на всех и т.п.
Это только вершина айсберга, основная часть которого кроется в душе человека, в мире его мыслей и эмоций. Вместо того, чтобы думать о каких-то полезных вещах, его драгоценное время и душевные силы тратятся на самолюбование "о, какой я красавчик, самый лучший". То же самое и с эмоциями. Стоит наступить на его личную мозоль, как он начинает верещать, весь тревожится, будоражится. Такие низкие вещи занимают для человека основной фокус внимания. В то время как важные вещи он вообще не воспринимает.
То же самое трусливые люди. Порой смотришь на них и думаешь, как они успел наложить полные штаны страха за такой короткий срок? Скорее всего, стоит случиться какой-то мелочи, или даже им что-то покажется, как они погружаются в мир размышлений, где с ними, с "самыми лучшими и прекрасными людьми на земле", что-то происходит нехорошее.
Эти потоки мыслей и эмоций внутри нас, они ограничены, как реки. Если вы поставите дамбы в нужных местах, вы не сможете извлекать из них пользу. Или, если дадите менять всяким негодяям русла этих рек, то вы вскоре перестанете быть самим собой, а будете каким-то хомячком под гипнозом.
Думаю, ислам учит направлять эти потоки душевной энергии в правильные русла, чтобы человек был по-настоящему свободным и развивался. А секты, напротив, приводят к нарушению нормального тока, так, что души их приверженцев превращаются словно в вонючие гниющие болота....
Наверное, любой человек может сделать небольшое усилие и посмотрев на себя со стороны понять, правильно ли он исповедует ислам.
А самое лучшее состояние, это когда сердце как можно больше занято поминанием Всевышнего и размышлениями о Нем, а также осознавая то, что Аллах видит нас и то, что происходит в наших сердцах, хотя мы Его и не видим. В исламской терминологии это называется Зикр и Ихсан, одни из важных составляющих нашей религии.