Ликбез: чувство вины

May 12, 2015 21:58


Заглянул в ЖЖ и обнаружил, что чертовски давно ничего не писал. А ведь собирался вести относительно регулярно! Дабы ликвидировать этот бардак, я хочу начать серию постов под общим тэгом "ликбез". Все они буду посвящены тому или иному психологическому понятию, вокруг которого (спасибо тебе, массовая культура!) возникло такое количество мифов, что за деревьями уже почти не различить леса.

И открывает эту серию постов небольшая статья, посвященная такому понятию, как чувство вины.


Итак, чувство вины. Кто из нас его не испытывал? Давящее, неудобное, болезненное чувство, возникающее при осознании или даже подозрении, что мы совершаем нечто неправильное, нечто осуждаемое. Чувство вины многими исследователями выделяется, как нечто присущее исключительно человеку. Еще в библейском мифе об Адаме и Еве рассказывается о том, что именно они, прародители человечества, первыми познали стыд (эмоцию, соответствующую чувству вины), отведав от древа познания. Медикусы средневековья считали отсутствие чувства вины психиатрическим заболеванием.
Чувство вины как сдерживающий механизм человеческого поведения впервые рассмотрел Зигмунд Фрейд, описывающий его, как «карающий бич суперэго».

Современный исследователь психологии эмоций Кэррол Изард, опираясь на исследования феномена «детей-маугли», рассматривает чувство вины, как искусственную, привносимую социумом эмоцию.
Главная особенность, которой обладает чувство вины, - это осуждение самого себя. У каждого человека есть нравственные правила - не воровать, не лгать, не нарушать обещаний и так далее. Если по какой-то причине, в реальности или в воображении, человек оступается, не соответствует собственным нравственным правилам, то он старается исправить ситуацию. Чувство стыда - это социальное чувство. Здесь страх идет из-за неприятия обществом ваших поступков, отвержения или исключения вас из социальной группы. Чувство стыда развивает в человеке комплексы, он начинает считать себя хуже остальных.

Таким образом, мы с полным правом можем назвать чувство вины инструментом социальной манипуляции. С детства мы испытываем на себе его власть.
«Все люди как люди, а ты...», «Ну вот, опять ты все испортила», «Это все из-за тебя!», «Вот если бы не ты, я бы…», «Ты мое наказание!», «Ты сам во всем виноват! (никто тебе не виноват)», «Ты в гроб меня сгонишь!», «У тебя руки не из того места!» - эти фразы, так или иначе, знакомы каждому из нас. Родители, воспитатели в детском саду, школьные учителя или сверстники так или иначе произносили их в наш адрес, осознанно или бессознательно имея простую цель - контролировать наше поведение.
В этом и состоит функция чувства вины - контроль и остановка активности.
Распространено мнение, которое лично я называю Большим Мифом Вины. Согласно этому мнению, чувство вины - это бдительный страж, позволяющий нашему обществу существовать, сдерживающий наши агрессивные и эгоистические порывы. Неоднократно я слышал от своих клиентов нечто вроде: «Я хотел/ла бы избавиться от чувства вины, но боюсь, что тогда мое поведение станет неконтролируемым».
Это мнение весьма солидно, его придерживаются и уже упомянутый Кэррол Изард, и известный социальный психолог Дэвид Майерс.
Именно поэтому, дорогие читатели, следующие несколько предложений я прошу вас считать исключительно мнением автора данной статьи и не более.
Мнение это простое - ничего хорошего или конструктивного в чувстве вины нет и быть не может. Чувство вины - это идеальная мишень для любой манипуляции, верно. Заставьте человека чувствовать вину, правильно на этом сыграйте, и он сделает для вас что угодно, чтобы искупить эту вину. О, эта концепция искупления! Человек добровольно принимает мучительные наказания, тратит свои силы и время на цели, совершенно не важные для него лично - все, лишь бы иметь возможность сказать себе, что вина искуплена и долги отданы.
На мой взгляд, все это - просто удобный крючок, который с детства внедряют в каждого из нас. Не было в моей жизни и практике продиктованного чувством вины поступка, который принес бы мне блага. Что же до агрессивных импульсов, якобы сдерживаемых чувством вины, то еще Зигмунд Фрейд описал, как избыток побуждений, не находящих разрядки, имеет тенденцию накапливаться и разряжаться тем или иным способом. Иначе говоря, если уж человек действительно хочет вести себя антисоциально - он будет это делать. Рано или поздно, так или иначе.
Мало того - чувство вины крайне редко понуждает нас что-то сделать. В первую очередь, как уже говорилось выше, оно останавливает активность. Есть такая хорошая пословица: «Если хочешь не ошибаться, ничего не делай». Она полностью соответствует механизму, по которому работает чувство вины.
Вот и выходит, что активность, которую, возможно, и стоило бы остановить, чувство вины эффективно пресечь не может, а вот иные виды активности, например творческую, блокирует верно.
Стивен Кинг в своей работе «Как писать книги» не даром предостерегает молодых авторов о том, что «любой, кто способен хоть к какому-то творчеству обязательно столкнется с тем, что масса людей постарается вызвать у него чувство вины за это».

Одинок ли я в своем мнении? Пожалуй, что нет. По мнению Жака Лакана, мы можем испытывать чувство вины исключительно из-за невозможности обратить внимание на собственные желания. Мильтон Эриксон призывал своих клиентов заменить чувство вины чувством ответственности. Карл Юнг говорил о том, что человек, стремящийся к индивидуации, должен проанализировать и отринуть свое чувство вины. Карен Хорни выделяла чувство вины как отдельное невротическое проявление.

На этом хочется остановиться несколько подробней.
Невроз вины (как и большинство неврозов) работает по принципу замкнутого круга. Если чувство вины уже есть, а причины его вызывавшей еще нет, мы, сами того не подозревая, выдумываем все новые и новые поводы для самобичевания, подкармливая свой невроз и вызывая все новые и новые приступы душевных терзаний. Американский психолог Карен Хорни даже ввела специальный термин - «свободно перемещающееся чувство вины». Невротику не так важно, за что конкретно корить себя, главное, чтоб повод был. Невроз вины содержит в себе еще один парадокс: чем хуже жизненные обстоятельства невротика, тем он лучше мобилизуется, тем комфортнее себя чувствует. Это объясняется потребностью в некоем символическом наказании. Однако легче от этого объяснения не становится ни самому «виноватому невротику», ни его близким, которые часто бывают вынуждены разделять его «символические» наказания.
Закономерным является вопрос, как же бороться с чувством вины и не дать ему перерасти в невроз. Здесь следует оговориться, что если ваше чувство вины напоминает описанное в предыдущем абзаце, не стоит заниматься самолечением - обратитесь к психотерапевту.
Также стоит определиться, чего делать точно не нужно. Никогда нельзя доверять решение проблемы алкоголю - это только усилит чувство. Не нужно оправдываться, потому что обычно это не работает. Но и забывать о вине, стараться запрятать ее глубоко, не обращать на эмоцию внимания тоже нельзя.
Верным способом решить проблему будет переосмысление себя. Вы должны понять свои истинные желания, осознать совершенные ошибки. И эти желания и поступки должны быть приняты вами. Не стоит пугаться своих устремлений. Чем больше вы от них убегаете, тем сильнее будет развиваться чувство вины. Парадоксальная мысль - вы не виноваты ни в чем. Вы можете нести ответственность за свои решения и поступки, но никто, кроме вас самих, не способен превратить ответственность в вину.
В заключение хочется вспомнить персонажа книги Джоан Роулинг «Гарри Поттер» - домового эльфа Добби. Раб семьи  волшебников-аристократов, Добби был вынужден совершенно безвозмездно выполнять для них всю черную и грязную работу, а за малейшее нерадение или неудовольствие хозяев, неважно, оправданное или нет, самостоятельно подвергал себя жестокому наказанию. Единственным способом обрести свободу для него было получить хоть какой-то настоящий предмет одежды из рук хозяина, но на это Добби и не рассчитывал.  Гарри Поттер хитростью устроил так, что Люциус Малфой, хозяин Добби, отдал ему настоящий носок, и домовой эльф обрел-таки вожделенную свободу.

Так вот, внутри многих из нас тоже живут и свой собственный Добби, и свой собственный Малфой. Мне кажется, вы заслуживаете побыть для самого себя Гарри Поттером, и подарить себе пару носков. Никто от этого в проигрыше не останется, честное слово!



urbi et orbi, психология

Previous post Next post
Up