"Баба Шанель" в подарок. С праздником, дорогие женщины!

Mar 09, 2013 01:32




Вместо цветов подарил своей женщине билеты на спектакль «Баба Шанель» в Театриуме на Серпуховке на Восьмое марта. До этого водил свою "Плюс Один", как принято обзываться на блогерских походах на постановку Валерия Беляковича по пьесе Николая Коляды. В том спектакле на Тверской роли бабушек в кокошниках и сарафанах Белякович получил сыграть… мужчинам. Там "солисток" семь, все из ВОГа, все 90-60-90. Согласно сюжету пьесы, цифры 90-60-90 - это не грудь, талия, бёдра, а возраст. Героини спектакля Валерия Романовича обитали в мрачном, монохромном окружении Всероссийского общества глухих, одеты были практически в мешковину.  И праздничный стол мрачно вращался в центре, превращаясь в катафалк: "Где стол был яств, там гроб стоит; Где пиршеств раздавались клики, Надгробные там воют лики..."
В Театриуме у Терезы Дуровой героинь - пять. Бабушек играют девушки, костюмы намного ярче и наряднее, стол накрыт от души и без условностей и мужского минимализма Беляковича. Грибочки так грибочки, селёдочка так селёдочка. Персонажи Дуровой, надо признаться, кажутся мне роднее, поскольку видел как они "рождались" прямо на первом показе.  Кстати, премьерный спектакль смотрел, оглядываясь на автора "Баба Шанель". Коляда сидел рядом. Вот что он написал потом в своём ЖЖ.

Как в анекдоте про смотрящего на смотрящего я украдкой наблюдал за реакцией: автор смеялся как будто не сам писал. (Заостряю на этом внимание, поскольку не встречал ни одного писателя, который с удовольствием смотрел бы экранизацию по своей книге. Всегда бубнят, мол, всё испортили). Наверное, с того раза стал ходить на постановки Коляды как заведенный. Всё-таки живой классик :)  Посмотрел "живьём" - Коляда привозил свой театр на гастроли в Москву - "Большую Советскую Энциклопедию", "Вишнёвый сад", "Гамлета". Посмотрел "Бабу Шанель" у Беляковича в театре Станиславского.
И вот теперь второй раз посмотрел ту же "Бабу" у Терезы Ганнибаловны в Театриуме. Здесь спектакль ставят прямо на сцене за занавесом, что, на мой взгляд, здорово - обстановка получается камерной, а зритель видит "картинку" сверху, с выстроенного подиума, а не из под сцены. Постановку Беляковича смотрел уже в театре Станиславского - то есть из-под сцены. В камерной обстановке театра "На юго-западе" она смотрелась бы явно лучше, там зрители сидят высоко, сцена близко. И "столоверчение" явно было задумано для малого зала на "Юго-Западе", где шесть рядов по двадцать мест, и последний ряд сидит под потолком на голове у первого. Огромный зал театра Станиславского на полтысячи человек с "плоской" рассадкой, на мой взгляд, подпортил задумку Беляковича.
У Дуровой набор старушек остался прежний, как и на первой премьере: веселая матерщинница Капитолина, полуслепая «бомбила» Нина, вздорная бывшая прима кордебалета Тамара, полурусская поэтесса Сара Абрамовна, шебутная Ираида… Дамы любят задушевно попеть и попить, а заодно посудачить о худруке своего ансамбля Сергее, к которому каждая из них питает теплые чувства. Однако неожиданно для зрителей-новичков (меня-то этот поворот событий не удивил - всё-таки третий раз смотрю!) в тесный круг единомышленниц врывается еще один персонаж. Сергей приводит к ним новую солистку - охранницу из дома творчества глухих. Дама эта хоть и пенсионерка, но не стара, даже сексуальна излётной сексуальностью. (Её играет Маргарита Белкина. Она шикарно молчит - держит паузу по Станиславскому, туго, в облипочку нагибается "к лесу передом, к худруку задом"). Она знает, что и когда нужно с намёком оттопыривать - жизнь свою нынешняя охранница провела секретаршей в предбаннике мэра города. Она тут же принимается задвигать в тень участниц ансамбля «Наитие». Те возмущаются и гонят соперницу прочь. Охранница пугает их своей местью, ради которой она готова обратиться к знакомой в управление культуры. Бывшая "давалка мэра" называет её "газонокосилкой".  Ситуация  осложняется тем, что худрук Сергей явно на стороне новой солистки… Бла-бла-бла.
По сравнению с первым премьерным прогоном спектакль выровнялся, "бабушки" играют уверенно ставя акценты, худрук Сергей   (Руфат Акчурин) стал вальяжнее, "худручистее", даже устроил небольшой - до пояса - стриптиз. Ну так себе стриптиз, конечно. Надо бы ему пресс подкачать, над бицепсами поработать в тренажерном зале :)
Актрисы играют те же, только Ираиду, мне кажется заменили. Вот здесь можно посмотреть: Юлия Юнушева , Ольга Надуваева, Маргарита Белкина, Руфат Акчурин, Татьяна Калакина , Анастасия Тюкова, Елена Астафьева .
По ходу спектакля постановщики добавили "художественной справедливости" - бабульки устраивают охраннице "пятый угол", намекая на возможность победы гордой старости над административным ресурсом. За счет этого спектакль стал мягче, добрее, более "женским" что-ли. В интерпретации Беляковича концовка была жёстче и била по зрителю сильнее (там как-то все на резких контрастах было построено - или ржешь как конь, или давишься слезами в финале).
Но будем считать такую концовку Терезы Дуровой подарком к женскому празднику.
В общем нам обоим понравилось. Домой отправились, напевая озорные частушки бабушки Капитолины...
"Артишоки, артишоки и миндаль не растут на ж... (ёлке). А жаль!"
Вспомнилась и своя озорная бабушка. Её частушки были не хуже: "Я купила колбасу и в карман полОжила, ох уж эта колбаса меня растревожила!"

P.S. Фото Александра Либкова с первой премьеры

театр

Previous post Next post
Up