Ну, повезло мне, ребята! Попал на спектакль "Фарс-Мажор" в Театре Наций. В самый первый ряд. Описывают эту постановку как "концерт для драматических артистов и оркестра". Удивительно талантливый и голосистый колектив музыкантов и поющих актеров (ГИТИС рулит!) исполняет шлягеры советско-российской эстрады.
Но странное дело, с моей точки зрения, гвоздём программы стал клавишник Роман Шкетик. Просматриваю фотографии, отснятые во время спектакля-концерта, и обнаруживаю, что в самые ключевые моменты спектакля именно клавишник попадает в кадр. Ну, или его успевают закрыть телом другие звёзды спектакля - как Матросов амбразуру вражеского пулемёта. Типа, если не прикрыть пианиста, то атака на зрителя захлебнётся. Вот сами зацените - на первой фотографии клавишник виден, а на следующей - исполнитель советского шлягера и горбун собора Парижской Богоматери (оказалось, что поют-то они одну и ту же мелодию!) прикрывают Романа Шкетика от восторженных зрителей. Но руки-то, руки-то на фортепьяно видны! Ручки-то вот они!
Ещё одна попытка отвлечь внимание от фортепьяно - подгоняют реальную мототехнику с двигателем внутреннего сгорания: всё на ходу - шум, вонизм, водитель и пассажирка изображают любовь, взаимное влечение и соответствующие поцелуйчики. Но! Роман не покидает зоны внимания зрителей!
Вот здесь видно, как служители сцены злонамеренно напустили дыму из канифоли с помощью дымовых машин. Типа, "бой в Крыму, всё в дыму, и ничего не видно!" Солистка уже едва-едва различима. Но тот, который "играет как умеет", своим интеллигентным лицом просвечивает и сквозь дым!
И ещё один штурм актерами цитадели пианизма - неудачная попытка прикрыть повелителя клавиш игрушечным медведем, но пианиста всё равно не задушишь, не убьёшь! Он "просвечивает" даже через медведя.
Пианиста всегда можно найти, на любом снимке, несмотря на то, что он располагается в углу, практически за кулисами. Но ведь не место красит человека, а пианист - место! Конечно, это моя точка зрения - наискосок - с 16-го места в первом ряду партера. И да, я повстречался с Романом перед спектаклем, поэтому моё внимание выделяет его из потока образов - известное явление в когнитивной психологии. Попробую рассказать о других впечатлениях.
Ещё один важный персонаж советской песенной лирики - олень. Поэты-песенники не представляли себе жизни без оленя: "Умчи меня, олень, в свою страну олению! Проскакал по городу олень! Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним!" И прочая оления ерунда. Слава богу, в этом спектакле олень промчался по сцене один единственный раз. Фото получилось не очень - со смазкой и проводкой, но вы бы видели каким галопом он (она) проскакала по сцене!
Тут представлен другой важный для советских песен артефакт - оренбургский пуховый платок. Это слово и выговорить-то нельзя, только пропеть: "Ты накинь, дорогая, на плечи а-аринбурский пухо-овай пла-аток!"
Ещё один советский артефакт - микрофон на стойке. Все певцы буквально "едят" микрофоны. Сначала мелькнула мысль - неужели нельзя было укрепить на голове радио микрофоны,
но быстро сообразил, что это - примета советской эстрады, микрофон со шнуром и стойкой.
Прическа "бабетта" по моде того времени. Навеяно западным кинематографом -
киномода была такая.
На этом фото хорошо видны мамочкины очки, перемотанные синей изоляционной лентой. Без такой ленты жизнь советского человека просто невозможно было представить - ею перематывали и приклеивали буквально все. Она заменяла скотч, малярную ленту, медицинский пластырь, упаковочную веревку. И, да. Не хочу показаться назойливым в своей болезненной фиксации, поэтому, надеюсь, вы сами догадаетесь, макушка чьей головы различима на этом фото в нижнем левом углу :)
Здесь ссылочка на страничку спектакля
"Фарс-мажор". Его можно посмотреть 30 марта.