Продолжение.
Корпус имел свою домовую церковь, в которой регулярно совершались богослужения корпусным священником. День начинался молитвой и кончался ею же. Был зал, в котором устраивались вечера, постановки, выступления, лекции, танцы, концерты и прочее. В одном из помещений был корпусной музей, в котором хранились исторические реликвии, связанные с исторической Россией, знамена корпусов, вывезенные после революции. Также имелся полностью оборудованный гимнастический зал и лазарет для больных и ловчил. При корпусе жил корпусной доктор.
Я забыл упомянуть, что самое корпусное здание было весьма обширное. Это было трехэтажное кирпичное строение, возведенное специально для Австро-Венгерской армии. Имелся передний садик и обширный задний плац для игр и упражнений.
В корпусе существовали столярная, слесарная, переплетная мастерские и фотографический кабинет, где работали и обучались ремеслам кадеты, любители этих занятий. Имелись также кабинеты физики, естественных наук и химическая лаборатория.
Не могу не упомянуть случай на одном из уроков физики, когда производились разные опыты, которые мы называли «фокусами».
Мой одноклассник Сережа Муравьев решил задать преподавателю физики «научный» вопрос: «Что будет, если возьмем сосуд пустой и сосуд порожний и будем переливать из пустого в порожний?» Можете себе представить, чем все закончилось.
Гордостью нашего корпуса был духовой оркестр. Существовал также и струнный. Духовой же пользовался большим успехом: давал концерты, принимал участие во всех наших корпусных праздниках, выступал на городских и государственных торжествах, когда приглашался местными властями. А как мы любили маршировать под свой оркестр!
Огромным успехом также пользовались наши гимнасты на разных выступлениях: корпусных, местных и даже международных (сокольские съезды). Также отличался своим проникновенным пением корпусной светский и церковный хор. А в строю выделялись наши запевалы своим лихим пением.
Как видите, жизнь и интересы были весьма разнообразны, скучать не приходилось, да нам и не давали скучать. Свободное от занятий время не проходило впустую. Одна библиотека русской классики чего стоила! Всевозможные игры: лапта, городки, лунки, отбойка, катанье на коньках, гонки на ходулях и многое другое. Все вместе взятое невозможно забыть. Все было наяву, а теперь кажется, что это был дивный сон, ушедший навсегда.
Одновременно в нас развивали дух товарищества, уважение к старшим, покровительство младшим, честность, мужество, рыцарство по отношению к женщинам, любовь к Родине, к ее прошлому (истории), ее армии, ее культуре и веру в ее светлое будущее - свободной православной, единой и неделимой России, ко всему русскому.
Учебный год начинался в середине сентября. На рождественские (2 недели) и Пасхальные (10 дней) каникулы разъезжались по домам только те, которые имели эту возможность. А кто оставался, весело проводил время. Одно катание яиц на пасхальной неделе чего стоило! Летние же каникулы начинались со второй недели июня. Все кадеты всегда носили формы. Только лишь на летних каникулах разрешалось носить штатскую одежду. От нас также требовалось отдавание чести на улицах всем югославским офицерам.
Об уровне образования можно судить по тому, что большинство кадет поступало в высшие учебные заведения: университеты, военное югославское училище, коммерческие и технические институты, некоторые пошли в духовные заведения. По окончании 2-й Мировой войны кадеты разбрелись по всем странам мира и почти все прекрасно устроились по своим специальностям, призваниям. Из среды кадет вышло немало священников, архиереев и ныне здравствующий митрополит Виталий (Устинов), глава Русской Зарубежной церкви.
Многие добились больших успехов и высокого положения. А более предприимчивые открыли коммерческие предприятия. Заговорили на всех языках мира и высоко несли и несут до сих пор имя своего корпуса.
Для статистики, в 1-й РВККККК на протяжении 15 лет (1929-1944 гг.) училось свыше 900 кадет. Время, проведенное в корпусе, настолько нас сплотило и приблизило друг к другу, что несмотря на долгие годы разлуки, где бы мы ни очутились и кого бы мы ни встретили из своих младших или страших однокашников, близость личная дает о себе знать. И по старой русской кадетской традиции все обращаются друг к другу на «ты».
И вот уже прошло почти 55 лет как наш корпус как таковой прекратил свое существование, но мы продолжаем поддерживать связь друг с другом, встречаться, помогать нуждающимся или очутившимся в беде, устраивать съезды каждые два года, на которые приезжают бывшие кадеты всех зарубежных корпусов, со всех стран мира.
Мы все братья, и нашей заветной мечтой было устроить общекадетский съезд в России, увидеть возрождающиеся кадетские корпуса на родной земле и передать нашим молодым братьям наши кадетские заветы и традиции.