Dec 04, 2003 03:13
- Вы что тут торчите, архаровцы? - раздается бас отца.
- Папа, - кричит Оська, - а нам тут полицейский честь отдал за рубль!
- Переплатили, переплатили! - хохочет отец. -- Полицейская честь и пятака не стоит...
Лев Кассиль. Кондуит и Швамбрания
Меня беспокоит этимология слова "архаровец".
гряда сомнений:
Утверждается, что слова "архаровец" происходит от фамилии царского обер-полицмейстера Архарова. Но если изначально так должны были называть "полицейских сыщиков", то как так скоро оно стало означать "беспутный человек"? Разумно предположить всеобщую нелюбовь к полицейским сексотам, но нелюбовь эта не столь творчески напружинена, чтобы награждать нелюбимых новыми словами. Несколько странно полицейскому шпику ни с того, ни с сего становиться беспутным человеком. Однако на беспутном человеке пермутации архаровцев не закончились и дальнейшие девиации ноэмы этого слова всё более отодвигались от предположительно первоначального значения.
статейнословарное:
Сегодняшние словарные статьи на это слово отражают два полюса -- "полицейский шпик почти повсеместное первое значение (пропущенное, ввиду очевидной неактуальности, у Ожегова), и вариации на тему сорви-головы и обалдуя во втором:
Буян, головорез -- словарь Ожегова.
2. Отчаянный, беспутный человек; озорник, буян; жулик, мошенник, вор -- Толково-словообразовательный словарь русского языка (Т. Ф. Ефремова)
2. Оборванец -- Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
2. В переносном смысле - отчаянный, изворотливый, бродяга, буян -- БСЭ
Так как источников перва у меня нет, то я буду привычно спекулировать, перебирая можжевеловые бусы взад-вперёд и бубня под нос вздорные мысли: во-первых, постулируем, всё есть суть недоразумения и каверзы. Итого:
бормотание:
ТЕХ САМЫХ Архаровых было два брата, Николай Петрович и Иван Петрович. Николай Петрович служил обер-полицмейстером, в то время как Иван Петрович командовал московским гарнизонным батальоном. Николай Петрович при Павле стал генерал-губернатором Санкт-Петербурга, и его полицейской деятельностью восхищались английские и французские легавые, пиша ему о том письма, так что большая часть антуража Фандорина срисовано Б.Акуниным-Чхартишвили с фигуры Архарова. Впрочем, он же выступает порой и как внешний (по отношению к Эрасту) сатирический персонаж (эпизод с креслами и розгами в романе "домашнее чтение"). Первый Фандорин по сути списан с него:
В XVIII веке бригадир Петр Архаров оставил двух сыновей: Николая и Ивана Петровичей. - Николай Петрович Архаров родился 7 мая 1742 года, воспитывался дома, учился, по тогдашнему обычаю, немного и немногому, в 1754 году зачислен в гвардию. Николай Петрович начал службу 16-ти лет нижним чином в Преображенском полку, в офицеры произведён в 1761 году. В несчастный для России 1771 год, когда в Москве свирепствовала моровая язва, Николай Петрович был туда послан под начальство графа Григория Орлова . За энергичную и распорядительную деятельность Николай Петрович, что видно из отзывов о нем графа Орлова, был пожалован императрицей Екатериной II чином армии полковника и назначен московским обер-полицеймейстером; в 1773 году Николай Петрович пользовался особым доверием императрицы, и в 1774 году употреблён в розыске по делу о Пугачёвском бунте, а в 1775 году, во время торжества в Москве по поводу заключения Кучук-Кайнарджийского мира, был произведён в бригадиры. Деятельность Николая Петровича как московского обер-полицеймейстера до сих пор ещё живёт в памяти москвичей. Обладая большой проницательностью, Николай Петрович, при помощи полицеймейстера Шварца - одно имя которого держало в страхе Москву, - знал до мельчайших подробностей все, что делается в первопрестольной; с изумительной быстротой отыскивались всевозможные пропажи; Николай Петрович умел читать на лицах людей и нередко, взглянув на подозреваемого, решал его правоту или виновность. Средства, к которым прибегал Николай Петрович для открытия самых сокровенных преступлений, нередко отличались удивительной оригинальностью, дав канву многочисленным анекдотам о нем. Сартин - знаменитый парижский полицеймейстер Людовика XV, писал Архарову, что "уведомляясь о некоторых его действиях, не может довольно надивиться ему".
Есть ещё одно происшествие, которое помогает понять пути семантического наслоения на слово архаровец: Николай Петрович к приезду Павла с осмотра литовских деревень "приказал всем домовладельцам Петербурга немедленно окрасить ворота и заборы полосами чёрного, оранжевого и белого цветов". За эту выходку оба брата впали в немилость и были высланы в тамбовские деревни с повелением жить там невыездно.
Иван Петрович Архаров, в свою очередь, став при Павле I по сути Великим и Нестрашным Московским Инквизитором, косвенно вдохновил и Владимира Сорокина (рассказ Настя, сборник Пир), ибо, обнимая очередного знакомца, приехавшего на бал к нему, приговаривал: "Чем угостить мне дорогого гостя? Прикажи только, и я зажарю для тебя любую дочь мою".
Фамилию славить начал младший брат, Иван Петрович, муштровавший своих подчинённых так, что их прозвали по имени ментора (как вообще было принято называть полки -- владимирский, преображенский) -- архаровцы. Какое-то непродолжительное время всё было достаточно ясно, и архаровцами назывались солдаты батальона, вернее восьмибатальонного гарнизона, находившегося под строгим командованием Ивана Петровича Архарова. Однако далее последовало восхождение Старшего брата в Петербурге Санкт, становление его в качестве обер-полицмейстера, слежка, оригинальные методы допросов, и фамилия Архаров приобрела неприятные аллюзии, связанные с сыском, а позднее, уже старанием обоих братьев в обеих столицах, -- доносительством и непотизмом.
Таким образом "архаровец" практически сменил своё значение со строгого, выправленного солдата/офицера на полицейского шпика -- ибо и сам ранее рьяный ревнитель плаца стал губернатором Москвы по тому же криминальному ведомству, что и старший брат.
Слово архаровец хорошо подходило к образу полицейского шпика. Другое бытовавшее название стражей закона -- архангелы -- удачно слилось с новым именем, и позволило не называть сакральным словом представителей непопулярной профессии, оставив заманчивую паранамазию для посвящённых архаровец -- архангел. Архангелами, однако называли не столько шпионов, сколько любых представителей закона, и таким образом вновь коннатационно воспрял мотив боевой выправки, смелости, безрассудства, когда отложившееся и уже стёршееся начальное представление об архаровцах вошло во взаимодействие с новым смыслом, порождённым очередным семантическим сдвигом? произошедшим в 20-х годах прошлого века.
Ввиду общей ценностной инверсии, архаровцы становятся не слишком обидным словом, выводящим своё значение за круг полицейских и прочих лютых служивых. Архаровцами становятся вышеупомянутые буяны и лихие люди. Надо отметить, что в основном слово встречается только в множественном числе, очень редко в единственном.
Другим смыслогенным движителем стало значение слова архар. Архар есть горный баран. Согласно Фасмеру, архар -- слово тюркского корня. Вполне возможно, что истоки фамилии братьев лежат в 13 веке, и, хотя с момента крещения Руси, детей положено было называть по святцам, возможно что дальнего предка звали Архар, таким образом наследники его на Руси назывались Иваны да Марьи Архаровы (-ич имело только верхнее сословие), а фамилий не было вовсе. В повести Лескова «Захудалый Род» присутствует персонаж Архар Иванович, таким образом Архар очевидно имя, от которого могла образоваться фамилия Архаров. Существует версия согласно которой имя Архар есть сокращённое/искажённое Аристарх. Преобразование Аристарха (высший начальник от греч. аристо - лучший, архо - начальник, властник) в Архара, фонетически кажется вполне оправданным, особенно в не слишком религиозной/грамотной крестьянской среде. Это может также объяснить возникновение фамилии - имя Аристарх присутствовало в святцах, ибо святой апостол Аристарх был помощником святого апостола Павла.
Возможно также косвенное влияние слова архаты (от санскритского архат - достойный) означающего достигший просветления для самого себя, вольный далее решить оставаться ли ему впредь в колесе Сансары или же раствориться в Нирване. Учитывая взлёт мистицизма, Рериха и Блаватской (оба использовали это слово в своих текстах) звуковая схожесть могла подспудно повлиять на изменение значение слова архаровцы, сместив акцент к смягчению негативной оценки. Косвенные влияние несомненно также оказали два схожих слова -- анархия и архаика. Архи - по гречески власть. Отсюда анархия - безвластие. Архаичный происходит от арке -- начало, т.е. архаичный этимологически дословно -- начальный (как ортодоксальный - правильнопутёвый (замечание, к делу не относящееся и лишь иллюстрирующее буквальное этимологическое значение)).
То, что архар означает горного козла также сыграло роль в смыслообразовании во время бурной социокультурной диффузии с Грузией, Узбекистаном и прочими. Слово архаровцы вспыхивает по новой в 20-е--30-е годы -- так называют уличных мальчишек, башибузуков -- беспризорников и прочий молодой деклассированный элемент, приезжающий с юга в столицы. Они собираются стайками (всегдашнее множественное число), и слово архаровцы прекрасно коннотационно ложится в контекст высказывания о молодых и глупых негодяях - наглых, самоуверенных дикарях. Подобное употребление привносит ноэме новый мотив снисходительности - признавая негативность, появляется оттенок оправдания неразумных действий самих природой действующих. Архаровцы становятся лишь опасными сорванцами. В пятидесятые годы С.Т. Григорьев пишет повесть «Архаровцы» -- своего рода «Заводной апельсин» Берджесса в стилистке соцреализма, где клишированный сюжет предвосхищает тему борьбы плохого с очень плохим, вплетая мотив перерождения архаровца Сеньки в Человека Подвига. С другой стороны позже, в середине восьмидесятых, В. Распутин в повести «Пожар» обобщённо называет архаровцами вообще чуждые, зловредные элементы, спрягая архаровцев с архаизмом и с анархизмом -- архаровцы у него выходят ретроградами-вредителями, разрушающими уклад села, тотальными чужаками.
отрубая:
Архаровцы есть слово, которое наслоило в себе, вскрывая вопреки история возникновения, скрытые смыслы своей фонетической этимологии. Происхождение от фамилии -- ономастика -- не выдерживает критики, и этимология самой фамилии служит смыслообразующим фактором для производного слова. Сама же фамилия выступает посредником заложенных скрытых смыслов, которые раскроются со временем, как коммуникационный контейнер. От санскритского архат, через греческого аристарха с одной стороны и тюркского архара с другой мы получаем столь амбивалентное современное значение, сравнимое с парадоксом дерридовских наркотиков-лекарств drug. Сегодня архаровцами называют непоседливых, шаловливых детей, так сами порой называют себя жителя Архангельска, не видя в этом ничего обидного. В то же время литературный канон отстаивает более ригористичную смысловую нагрузку и аппелируют к словарному значению (держиморда, беспутник), медленно перенимая из языковой практики произошедший семантический сдвиг.