Хитрый вопрос от
nikadubrovsky:
влияет ли запас слов на зрение и мышление?
Запись 98. Рубрика 1.
(По рубрикатору) Многоязычие с детства.
Комментируя запись 91
Парадокс Ренаты Мухи (перерыв в обсуждении),
nikadubrovsky ставит под сомнение утверждение лингвиста Бенжамина Ли Уорфа (в изложении Джона С. Николиса):
"…скудный лингвистический репертуар резко ограничивает
(
Read more... )
"скудный запас" языка - само по себе спорно, поскольку для необходимого языки находят разные средства (отсутствие точно переводимого одним словом термина - не показатель). но разработанные категории, конечно, упорядочивают мышление - пресловутые десятки слов для снега у эскимосов, точные оттенки цвета у текстильщиков, и т.д.
сознательное ограничение средств - позволяет игру со всем остальным запасом, сама многозначность свидетельствует, что выбранное "скупое средство" взаимодействует с оставшимися за пределами богатствами. кроме того, что точно найденное слово на своем месте - уже находка.
Reply
ага. совершенно согласна.
У Сьюза это компенсируется прежде всего выдуманными словами и выдуманными существами в его рисунках, которые он делал сам к каждой книжке.
Можно сказать, что Сьюз иммитировал десткое мышление с его ограниченным, по отношению к взрослым, словарным запасом и аналитическим инструментарием, но зато удивительной свободы в изобретении реальности, в том числе и реальности языка.
Reply
Reply
Очень похоже, что так, Софико. Впрочем, посмотрите реплику innita
"скудный запас" языка - само по себе спорно, поскольку для необходимого языки находят разные средства (отсутствие точно переводимого одним словом термина - не показатель). но разработанные категории, конечно, упорядочивают мышление - пресловутые десятки слов для снега у эскимосов, точные оттенки цвета у текстильщиков, и т.д.
Видимо, здесь важно, каково это необходимое языку. Точнее - культуре (образу жизни, обстановке...). Наверно, одним культурам нужны одни категории, другие культуры выделяют в окружающем (и во внутренней жизни носителей языка) иные категории. И от полноты освоения языка ребенком (полноты, обеспечивающей свободу владения языком) зависит уровень творческого освоения культуры.
По этому поводу интересно написал erlinn
сознательное ограничение средств - позволяет игру со всем ( ... )
Reply
Reply
Leave a comment