Парад парадоксов

Sep 17, 2006 15:13

Хитрый вопрос от nikadubrovsky:
влияет ли запас слов на зрение и мышление?
Запись 98. Рубрика 1. (По рубрикатору) Многоязычие с детства.

Комментируя запись 91 Парадокс Ренаты Мухи (перерыв в обсуждении), nikadubrovsky ставит под сомнение утверждение лингвиста Бенжамина Ли Уорфа (в изложении Джона С. Николиса):
"…скудный лингвистический репертуар резко ограничивает ( Read more... )

2. Дети: читатели и авторы, 1. Многоязычие с детства, 7. Рената Муха, 4. Авторы давно любимые и новые.

Leave a comment

sophiko September 17 2006, 13:54:48 UTC
"скудный запас" пользователя - может ограничивать способность проанализировать (вернее, ограничивает в инструментарии), но может компенсироваться другим инструментом (интонации, етц).

"скудный запас" языка - само по себе спорно, поскольку для необходимого языки находят разные средства (отсутствие точно переводимого одним словом термина - не показатель). но разработанные категории, конечно, упорядочивают мышление - пресловутые десятки слов для снега у эскимосов, точные оттенки цвета у текстильщиков, и т.д.

сознательное ограничение средств - позволяет игру со всем остальным запасом, сама многозначность свидетельствует, что выбранное "скупое средство" взаимодействует с оставшимися за пределами богатствами. кроме того, что точно найденное слово на своем месте - уже находка.

Reply

nikadubrovsky September 17 2006, 14:10:06 UTC
::сознательное ограничение средств - позволяет игру со всем остальным запасом, сама многозначность свидетельствует, что выбранное "скупое средство" взаимодействует с оставшимися за пределами богатствами.

ага. совершенно согласна.
У Сьюза это компенсируется прежде всего выдуманными словами и выдуманными существами в его рисунках, которые он делал сам к каждой книжке.
Можно сказать, что Сьюз иммитировал десткое мышление с его ограниченным, по отношению к взрослым, словарным запасом и аналитическим инструментарием, но зато удивительной свободы в изобретении реальности, в том числе и реальности языка.

Reply

sophiko September 23 2006, 10:49:36 UTC
по-моему, вообще любой автор, тем более поэт, "обречен" на экономию средств - в чем и заключается волшебная сила.

Reply

vadimlevin September 22 2006, 17:19:44 UTC
"скудный запас" пользователя - может ограничивать способность проанализировать (вернее, ограничивает в инструментарии), но может компенсироваться другим инструментом (интонации, етц).

Очень похоже, что так, Софико. Впрочем, посмотрите реплику innita

"скудный запас" языка - само по себе спорно, поскольку для необходимого языки находят разные средства (отсутствие точно переводимого одним словом термина - не показатель). но разработанные категории, конечно, упорядочивают мышление - пресловутые десятки слов для снега у эскимосов, точные оттенки цвета у текстильщиков, и т.д.

Видимо, здесь важно, каково это необходимое языку. Точнее - культуре (образу жизни, обстановке...). Наверно, одним культурам нужны одни категории, другие культуры выделяют в окружающем (и во внутренней жизни носителей языка) иные категории. И от полноты освоения языка ребенком (полноты, обеспечивающей свободу владения языком) зависит уровень творческого освоения культуры.
По этому поводу интересно написал erlinn

сознательное ограничение средств - позволяет игру со всем ( ... )

Reply

sophiko September 23 2006, 09:54:58 UTC
как раз для второго пункта, о "скудном запасе средств языка", innita очень полезно разделяет слова и семантические единицы. То, что я пыталась сказать про необязательность соответствия "одно слово-одно значение".

Reply


Leave a comment

Up