ДЕНЬ В ИСТОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ МОСКОВСКО-ФАШИСТСКОГО РЕЙХА. 16 ОКТЯБРЯ.

Oct 16, 2021 11:18


16 октября 1937 года в Киеве сталинские каратели расстреляли 41-летнего поэта-футуриста, писателя и переводчика с японского и китайского языков Венедикта Марта (настоящая фамилия Матвеев). В 1919 году отец уроженца Владивостока - известный японист Николай Матвеев-Амурский - бежал с женой и четырьмя младшими детьми от большевиков в Японию, где и умер в 1941 году. Сам же В. Матвеев в 1920 году с женой-врачом - еврейкой из рода раввинов Симой Лесохиной - и малолетним сыном Уоттом-Зангвильдом-Иоанном (будущим поэтом Иваном Елагиным) перебрался в Харбин. В 1923 году семейство Матвеевых вернулось в совдепию, где Венедикт Матвеев близко сдружился с Сергеем Есениным и Даниилом Хармсом, чей отец - ссыльный народоволец Иван Ювачёв - был его крёстным отцом. В 1932 году Матвеевы поселились в Киеве, а пять лет спустя Венедикта Матвеева - Марта расстреляли как «японского шпиона». Сын поэта и япониста - выпускник Киевского мединститута Иван Матвеев-Елагин - в годы немецкой оккупации работал в роддоме, и попадись молодой человек в лапы оккупантов советских, его, как «пособника» ожидала бы незавидная участь. Поэтому Иван Елагин в 1943 году бежал в Германию, а затем уехал в США, где работал на радиостанции «Свобода».





В тот же день, 16 октября 1937 года, в том же Киеве был расстрелян 71-летний архиепископ Украинской автокефальной православной церкви Юрий Михновский. Представитель древнего шляхтецкого рода (его родственника - известного адвоката, идеолога украинского национализма и одного из организаторов армии УНР Миколу Михновского в 1924 году повесили в Киеве агенты ГПУ, выдав своё преступление за «самоубийство»), сын священника села Пiщане (сейчас - Черкасская область) в 1931 был назначен настоятелем Софийского собора. В 1934 году знаменитый древний храм, изрядно разграбленный, большевики провозгласили «государственным заповедником», а через три года его последнего настоятеля Юрия Михновского обвинили в создании «антисоветской фашистской организации украинских церковников» и казнили.



16 октября 1941 году на советско-фашистской москве, к которой приближались части бывших союзников из гитлеровского Вермахта, случился Великий Драп сталинской партийной и хозяйственной номенклатуры. Начальственное быдло экстренно дало дёру из столицы кремлёвского рейха после принятия накануне «государственным комитетом обороны» секретного постановления № 801 «Об эвакуации столицы ссср г.москвы», которое предусматривало отъезд в тыл высших бонз во главе с фюрером сталиным. Утром 16 октября не открылось столичное метро, начался разбор эскалаторов на станциях, которые служили бомбоубежищами, а значит в случае бомбёжек москвичам негде было бы укрыться (ну и чёрт с ними, ни капли не жаль). Кроме того, часть подвижного состава метрополитена была изъята для эвакуации жирных большевистских свиней. Перестал ходить наземный транспорт, закрылись магазины. Красные директора многих предприятий и учреждений хватали кассу и давали дёру. Но самый комичный эпизод Великого Драпа произошёл, когда 43-летний видный кремлёвский пропагандон «поэт» Василий Лебедев-Кумач привёз на вокзал два грузовика с вещами. Автор эпической песни «Священная война» испытал трудности с погрузкой личного барахла и сошёл с ума. Увы, но панику удалось довольно быстро загасить, а рано ударившие морозы и военная помощь «цивилизованного» мира предотвратили крах советской империи - этой «фашистской силы тёмной, проклятой орды».



Но и даже драпая, советские фашисты продолжали заниматься привычным делом - убивать Людей. В день большой московской паники, 16 октября 1941 года, в Бутырской тюрьме сталинские палачи расстреляли 43-летнего литовского авиаконструктора и боевого лётчика, кавалера многочисленных иностранных орденов - французских, итальянских, эстонских, латвийских и чехословацких, бригадного генерала Антанаса Густайтиса. Крестьянский сын в 1919 году был в числе первых 34 выпускников Каунасского военного авиационного училища. В 1925 году литовский самородок, владевший несколькими иностранными языками, музыкант-любитель и чемпион Литвы по шахматам, сконструировал свой первый самолёт - ANBO-I («Antanas Nori Būti Ore» - «Антанас Хочет Быть в Воздухе»), на котором слетал в родную деревню Обялине под Мариамполем. После этого авиатора направили в Парижскую Высшую школу воздухоплавания. В 1929 году А. Густайтис совершил полёт на своём моноплане ANBO-III - первом литовском серийном самолёте. На следующей модели - ANBO-IV - Антанас и два его товарища совершили летом 1934 года 9000-километровый перелёт на трёх самолётах вокруг Европы, посетив 12 стран. В феврале 1935 года полковника А. Густайтиса назначили начальником Литовской военной авиации. Всего на счету командующего ВВС Литвы - 10 моделей боевых и учебных самолётов, более половины литовского авиапарка перед Второй Мировой войной - машины Антанаса Густайтиса. После оккупации Литвы в 1940 году советско-фашистским рейхом генерал-авиаконструктор безуспешно пытался оформить документы на выезд из страны, после чего, отправив семью в деревню, решил нелегально пересечь советско-германскую границу и был схвачен сталинскими пограничниками. Через три года после казни мужа вдова Антанаса Густайтиса Броне с тремя дочерьми - 15-летней Юрате, 10-летней Расой и четырёхлетней Эляной - покинули Литву с отступающими войсками Вермахта.



16 октября 1946 года у села Старый Лысец (сейчас - Ивано-Франковская область) скончался 25-летний поручик УПА, командир сотни «Чорнi Чорти» Дмитро Дзюрак. Тяжёлые ранения украинский повстанец получил в августе того же года в бою с советско-фашистскими оккупантами. 25 лет Дмитру исполнилось за неделю до смерти.



16 октября 1947 года в Вильнюсе умер 51-летний литовский писатель, поэт, драматург и переводчик Балис Сруога. С 1924 года выпускник Мюнхенского университета преподавал в каунасском Литовском Университете, перевёл на литовский язык «Слово о полку Игореве». В 1944 году, с приближением к границам Литвы советско-фашистских оккупантов, жена Б.Сруоги - историк Ванда Даугиргайте - эмигрировала на Запад. За год до этого профессор Б. Сруога угодил в немецкий концлагерь «Штутгоф» под Данцигом (сейчас - Гданьск), известный тем, что гитлеровцы производили там мыло из человеческих тел (из более 110 тысяч узников этого лагеря смерти выжило лишь порядка 35 тысяч). Спасшийся Балис посвятил этой душегубке книгу «Лес богов». На писательском собрании в столице советской Литвы, где разбирали данное произведение, один из сталинских партийных чиновников сказал об авторе: «Немцы, видимо, были правы, что держали таких людишек в концлагерях». После этих слов Балис Сруога и скончался. «Лес богов» издали лишь через 10 лет после смерти Б. Сруоги в Вильнюсе и Чикаго. В 2005 году книгу экранизировали литовские и британские кинематографисты.



16 октября 1965 года в Коломые скончался 70-летний украинский детский поэт, писатель и переводчик Юрий Шкрумеляк. В Первую Мировую войну выпускник коломыйской гимназии служил подхорунжим в составе Украинских Сечевых Стрельцов австрийской армии, дрался с московитскими оккупантами, а затем воевал в Украинской Галицкой Армии с поляками. После учёбы во Львовском и Пражском университетах Ю.Шкрумеляк издал почти 30 книг детских стихов. Кроме того, он перевёл на украинский язык такие классические произведения, как «Сказки 1001 ночи», «Приключения Симбада - морехода», «Волшебная лампа Аладдина». В 1945 году Юрий Шкрумеляк был арестован советско - фашистсими оккупантами и следующие десять лет провёл в сталинских концлагерях Коми АССР.



16 октября 2014 года под Горловкой, прикрывая товарищей, пулей московско-фашистского снайпера был убит 39-летний старший лейтенант 93-й механизированной бригады Андрей Бернацкий. В родном Львове у добровольца и активиста Революции Достоинства остались родители, потерявшие единственного сына, в Днепропетровске - жена и 12-летняя дочка.



В тот же день 93-я бригада понесла ещё одну потерю. У донецкого посёлка Верхнеторецкое, вытаскивая из-под обстрела путинских «Градов» побратима, погиб 29-летний сержант Олег Кострiченко, у которого в родном Новомосковске остались родители, жена Алина и дочка Полина.



Тогда же у донецкого села Нейталово под миномётным обстрелом кремлёвских оккупантов погиб 44-летний старшина батальона «Днепр-1» Валерий Бонякiвский - художник, чьи картины выставлялись в Полтавском художественном музее, хранятся в частных коллекциях в 34 странах. В родной Полтаве у Валерия остались мама, три дочери и внук.



И снова 16 октября 2014 года. У луганского посёлка Троицкое погиб 20-летний солдат 17-й танковой бригады Максим Солонар, у которого в родном черкасском селе Ярошiвка остались родители и сестра.



В тот же день умер в госпитале младший сержант 101-й бригады охраны Генштаба Максим Ошека, которому за два дня до смерти исполнилось 23 года. Похоронили Максима в родном Миргороде.



16 октября 2016 года в родном восточно-польском городке Санок скончался 94-летний украинский писатель и поэт Владимир Марчак. После начала Второй мировой войны два его старших брата - Станислав и Леон - сражались в составе польской армии с гитлеровцами, ещё один брат - Евгений - получил 25 лет сталинских лагерей, четвёртый же брат - Йосип - воевал в УПА и был убит в 1951 году в бою советско-фашистскими оккупантами под Львовом. Сам Владимир Марчак тоже прошёл через ужасы московитских концлагерей (на Кавказе и в Мордовии) и освободился лишь в 1956 году. Владимир Марчак - автор трёхтомного сборника рассказов «Украинец в Польше».



16 октября 2016 года у луганского города Попасна подорвался на вражеской мине старший солдат 11-го мотопехотного батальона «Киевская Русь» Андрей Нестеренко, которого в родном Фастове не дождалась мама, потерявшая единственного сына. Через 9 дней после гибели Андрею должно было исполниться 23 года.



Год спустя, 16 октября 2017 года, у донецкого посёлка Невельское на «растяжке» подорвался 46-летний младший лейтенант 17-го батальона «Кировоград» Андрей Беспалов, у которого в Кропивницком остались родители, сестра, жена и 15-летний сын.



Тогда же у посёлка Крута Балка пуля московско-фашистского оккупанта оборвала жизнь 25-летнего солдата 72-й механизированной бригады Миколы Ларина, которого в родном полтавском селе Хрулi не дождались мама, брат и две сестры-школьницы.



Год спустя, 16 октября 2018 года, у Марьинки пулей московско-фашистского снайпера был убит 38-летний солдат 28-й механизированной бригады Павло Бiлiк. Уроженца черновицкого села Костичаны похоронили в винницком посёлке Томашпiль, где он жил 10 лет до войны. У Павла остались родители, брат и десятиклассница дочка.



В тот же день, под той же Марьинкой, кремлёвский снайпер лишил жизни 20-летнего солдата 1-й танковой бригады Андрея Бойко, которого в родных полтавских Лубнах не дождались родители, потерявшие единственного сына.



Прошёл год, и 16 октября 2019 года, под Мариуполем от пули путинского снайпера погиб 26-летний старший матрос 36-й бригады морской пехоты Степан Криль. Украинец, выросший без родителей, очень любил собак, которым даже на войне уделял много времени. На фронте Степан сдружился с санинструктором своей бригады Ириной Шевченко, и страшным ударом для него стало, когда в июле 2019 года 48-летняя женщина погибла в санитарной машине, обстрелянной московско-фашистскими оккупантами. Через три месяца не стало и самого Степана, без которого в родном луганском Старобельске осиротел сын. Свадьбу украинский воин сыграть так и не успел.



Иван Елагин, Софийский собор в Киеве, Вторая Мировая война, Василий Лебедев-Кумач, Украинская Галицкая Армия, Юрий Шкрумеляк, Большая паника в Москве 1941 года, Антанас Густайтис, Сталинские репрессии, Война на Донбассе, концлагерь «Штутгоф», Балис Сруога, Советская оккупация Литвы, Украинская Автокефальная церковь, Венедикт Март (Матвеев), Владимир Марчак, Юрий Михновский, ОУН-УПА, Микола Михновский, Николай Матвеев-Амурский

Previous post Next post
Up