Из комментариев к вчерашнему
посту выяснилось, что многие читатели этого журнала плохо представляют, что такое космический лифт и зачем он нужен. Поэтому сегодняшний пост представляет собой нечто вроде FAQ на эту тему.
Что такое космический лифт?
Это вот что:
Чуть-чуть выше геостационарной орбиты крутится спутник, от него к Земле протянут трос, по этому тросу ездят кабины вверх и вниз.
Здесь и далее по ссылкам можно почитать больше.
Что хорошего в космическом лифте по сравнению с ракетами?
Ракетные двигатели имеют очень маленький КПД, об этом много написано, например,
здесь в комментариях, приведены схемы расчетов, любой желающий может их применить к конкретным моделям ракет, подставив нужные цифирки. Если поднимать тот же груз не ракетой, а электромотором по тросу космического лифта, затраты энергии снижаются в разы, а то и в десятки раз. Это должно радикально удешевить доставку грузов на орбиту. Кроме того, космический лифт можно использовать как катапульту для межпланетных кораблей, если продолжить трос лифта дальше за геостационарную орбиту.
Но сам космический лифт - это ведь охрененно дорогая штука?
Да.
Его же разнесет космическим мусором в момент!
Не в момент. Почти весь космический мусор летает на высотах 400-1000 км. Площадь троса на опасном участке будет превосходить площадь МКС всего в несколько раз, а в МКС только один раз попала какая-то песчинка, причинившая небольшие повреждения. Пару раз в год МКС совершает противометеоритные маневры, ну так трос космического лифта тоже может совершать противометеоритные маневры, для этого нужно по нужному участку троса в нужный момент поднимать или опускать массивный груз:
Если спланировать расписание лифта с учетом метеоритной опасности, эта опасность не будет слишком большой. Кроме того, на том уровне технологий, на котором станет возможным построить космический лифт, наверняка появятся более продвинутые противометеоритные девайсы. Лазерные турели, например, какие-нибудь.
Но ведь ВСЕ околоземные орбиты имеют точку пересечения с тросом лифта!
А в городе ВСЕ траектории автомобилей имеют точки пересечения с какими-то другими траекториями. Ну и что? Далеко не всегда автомобили оказываются в этой точке пересечения в одно и то же время.
Для расчета вероятности столкновения метеорита с тросом надо учитывать не площадь троса, а площадь поверхности, ометаемой этим тросом!
Вы охуели. Учите математику.
А как будет происходить посадка на космический лифт?
Как на обычный лифт. Нижний конец лифта неподвижен относительно Земли.
Но ведь трос лифта будет двигаться через атмосферу с гиперзвуковыми скоростями!
Не будет. Если пренебречь воздействием силы Кориолиса и атмосферных явлений, трос космического лифта располагается относительно Земли вертикально и неподвижно на всей своей длине.
Так что, если сегодня изобретут достаточно прочный материал для троса, космический лифт можно начинать строить уже завтра?
Нет. Есть множество других проблем, они описаны, например, на этом
сайте. Это очень серьезные проблемы, возможно, из-за них космический лифт не будет построен вообще никогда. А может, земные ученые сумеют их решить в свое время.
Сон разума - этот Ваш лифт. Навоз до второго этажа. Хотите дешево выводить на орбиту грузы - создайте черпак искусственным астероидом стартующим гигатонным подрывом "через Луну".
Позовите санитаров, быстро!
Огромное спасибо
gans2 за неоценимую
помощь при подготовке данного FAQ.