«Как я выиграл 30 000 фунтов стерлингов»    (Почти по академику А.Н.Крылову)

Jul 04, 2014 09:10

Из книги Л.Л.Столярского «Миниатюры» (Кельн, 2011. С. 180-183).
Лев Львович Столярский - интереснейший человек, ветеран войны, инженер-кораблестроитель, автор многих трудов по специальности, написал также несколько книг мемуарно-биографического характера. Одну его заметку, датированную 2000 годом, я и процитирую здесь.
***    Вряд ли мне удастся точно изложить одну из статей всемирно-известного академика-кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова, которую, помнится, я читал в 1944-45 годах, ещё будучи студентом Ленинградского кораблестроительного института.
    В те годы меня заинтересовала история судостроения. Именно поэтому я рылся в исторических книгах и журналах, которыми была достаточно богата библиотека института. Заведующий этой библиотекой Александр Рувимович Подольский сумел не только сберечь много исторической литературы, но и приумножить библиотечный фонд за счет приобретения всякими правдами и неправдами важных и интересных изданий.
    Естественно, наскочил я и на журнал «Морской сборник». Он начал выходить в России, кажется в 1850 году. Был ежемесячным. В Кораблестроительном институте имелся к середине XX века полный комплект этого журнала почти за 100 лет. На страницах «Морского сборника» было раздолье: публиковались научные, публицистические, исторические и экономические статьи по кораблестроению, морскому судостроению, практическому использованию флота и др.
    В одном из сборников, кажется, середины 20-х годов я прочитал статью А.Н.Крылова «Как я выиграл 30 000 фунтов стерлингов».
    Её-то я попытаюсь пересказать своими словами. Несомненно, из-за несовершенства моей памяти здесь появятся передержки, недоговоренности, неточности или просто ошибки, но общий смысл статьи академика Крылова представляет несомненный интерес, характеризующий личность академика, его умение неадекватно мыслить, да и в меру пошутить.
    В 1921 году Алексей Николаевич был направлен в длительную командировку за границу в составе академической комиссии для возобновления научных отношений, закупки журналов и книг, новейших приборов, заказа судов.
    Наблюдал он и за их постройкой судов. Работал в Германии, Франции, Норвегии, Англии. Поехал на несколько недель, а возвратился обратно Крылов лишь в конце 1927 года. Кстати, в Англии его дочь вышла замуж за Петра Леонидовича Капицу - будущего академика, Нобелевского лауреата. Но это к слову. Сейчас в России живут внуки А.Н.Крылова профессор С.П.Капица - физик (ведет по российскому телевидению передачу «Очевидное - невероятное») и член-корреспондент Академии Наук России (возможно, уже академик) А.П. Капица - географ.
    Крылов вспоминает в своей статье весьма любопытный эпизод, происшедший во время его пребывания в Англии.
    Полпредом (по-современному, послом) и одновременно торгпредом в Англии в это время (и во Франции с 1924 года) был знаменитый инженер Леонид Борисович Красин. Именно этим именем был назван после смерти Красина тогда сильнейший в мире ледокол.
    Как-то в посольство СССР пришло из Британского Королевского Морского Суда исковое заявление одной рыболовной фирмы, требующей удовлетворения её иска в сумме 30 000 фунтов стерлингов. Существо иска заключалось в следующем: три траулера этой фирмы пересекли морскую границу нашей страны в Баренцевом море, были остановлены и препровождены патрульными военными судами в Мурманск; простояли около трех месяцев. В результате, по мнению фирмы, ей был нанесен ущерб в связи с потерей улова, потерей возможных уловов, с затратами на содержание экипажей, на содержание судов (вода, топливо, электроэнергия и пр.). Не знаю точно, но понимаю, что траулеры передержали в Мурманске. Имелись, очевидно, какие-то кондиционные сроки задержания судов с необходимым сообщением их владельцам и с требованием возместить нанесенный государству ущерб, а также выплатить штраф.
    Адвокат посольства был направлен в суд для ознакомления с делом и понял, что ничего утешительного нет: придется платить, так как все сроки были упущены. Он заявил Л Б.Красину о необходимости согласиться с иском и выплатить требуемые 30 000 фунтов. В противном случае, придется дополнительно выплатить огромные судебные издержки.
        Во время встречи посла с адвокатом в кабинете находился Алексей Николаевич. Он заинтересовался иском. Тогда Красин попросил Крылова познакомиться с материалами дела в суде. Крылов получил соответствующие полномочия.
    На следующий день он пришел к Красину и заявил, что назначил слушание дела. Посол возбудился, но Крылов его успокоил, заявив, что всё будет как надо.
    Был назначен день заседания суда. Зал был полон. Пришли все сотрудники посольства, торгпредства, разные служащие советских контор в Англии и даже учителя русских школ.
    Королевский Морской Суд Великобритании. Судьи в париках и в мантиях. Так же одеты адвокаты, включая прекрасно владеющего английским языком советского "адвоката" бородатого русского "мужика" Алексея Николаевича Крылова (тоже в мантии и в парике).
    Зачитывается исковое заявление. Весь зал вслушивается и всем стало ясно, что дело проиграно. Придется платить 30 000 фунтов стерлингов плюс несколько тысяч фунтов в качестве судебных издержек.
    Председатель суда спрашивает: «Согласно ли советское правительство со вчиненным ему иском на 30 000 фунтов стерлингов?»
    Крылов отвечает: «Согласно. Несомненно, следует платить».
    Судья готов ударить молотком и зафиксировать решение.
    Но Крылов продолжил: «Надо платить, но при трех условиях:
    1. Готов ли Королевский Морской Суд принять справедливое решение? (Судья ударяет молотком и вскрикивает, что Высокий Суд не может принять несправедливое решение);
    2. Готовы ли адвокаты рыболовной фирмы присягнуть, что корабельные журналы, представленные суду, подлинные? (Адвокаты приносят присягу);
    3. Необходимо рассмотреть параграф (номер) на странице (номер) соответствующего (кажется, 92?) тома Морского Устава Великобритании, 100 томов которого были приняты, как будто, в 1242 году. (Это был Свод британских морских законов)».
    Принесли том Устава в кожаном переплете со старинными застежками. Открыли и увидели, примерно, следующее:
    «Суда, вышедшие из метрополии в понедельник (а, может быть, в пятницу?) 13 числа не подлежат юрисдикции Королевского Морского Суда».
    Открыли судовые журналы и обомлели - все три рыболовных траулера вышли из Саутгемптона именно в понедельник 13 числа.
    Судья ударяет молотком и принимает решение: «В иске фирме отказать! Судебные издержки за счет фирмы!»
    В зале начался шум, аплодисменты. С трудом судья успокоил зал, так как советский «адвокат» Крылов ещё не закончил свою речь. Он заявил, что имеется встречный иск от советского правительства на сумму 30 000 фунтов стерлингов. При этом Алексей Николаевич развернул свиток и стал долго и нудно перечислять затраты на содержание судов, их экипажей, за предоставление связи (которой тогда просто не было в Мурманске), за амортизацию причальных сооружений (которых также не было или они находились в зачаточном состоянии) в течение почти трех месяцев, за обеспечение траулеров необходимым судовым снабжением, за поддержание жизнедеятельности и портовое обслуживание экипажей, за охрану и т.д. и т.п.
    Судья не спросил адвокатов фирмы, согласны они с иском правительства СССР или нет, ударил молотком и заявил: «Признать иск советского правительства».
        Вот так Алексей Николаевич Крылов - академик в области математики и кораблестроения (отнюдь, не профессиональный юрист) - выиграл 30 000 фунтов стерлингов. В 20-ые годы это была огромная сумма.
    На процессе не было посла Леонида Борисовича Красина. Он болел. Посол был очень обрадован решению суда и спросил Крылова: «Откуда Вы узнали о 92(?) томе Королевского Морского Устава?»
    А.Н.Крылов ответил, что, будучи в молодом возрасте гардемарином, неоднократно участвовал в играх в Британский Морской Устав. Задавали друг другу вопросы, смеялись узнаванию нелепостей, доживших до XX века. Как-то на его долю пришёлся упомянутый 92 (?) том. Тогда-то он и увидел очередную нелепость в своде британских морских законов. Естественно, запомнил её. И это очень пригодилось в жизни.

история, Британия

Previous post Next post
Up