Для совершения научных открытий совершенно необязательно много знать, это даже вредно, так как перегружает мозг. Говорю как исследователь, сделавший ряд фундаментальных открытий, связанных с обнаружением математических взаимосвязей между расстояниями планет от Солнца, между плотностями планет Солнечной системы и между массами этих планет.
Для научных открытий необходимы четыре вещи.
1. Думать.
2. Считать.
3. Придавать значение.
4. Думать Медленно, без спешки,и придавать значение Вовремя.
Открытия я делал двумя способами - брал гениальностью и высиживал каменной задницей. Гениальностью (что-то вроде чтения с листа, мгновенное понимание) с помощью меня было открыто первое свойство планет Солнечной системы - коэффициент А=1.62. (Александр Городницкий резонно замечает, что гордиться научными открытиями и хорошими стихами никак нельзя, потому что бог для восприятия его мыслей мог выбрать и другую антенну. Это я знал и без Городницкого: проводя время на берегу Томи, с яра правого берега в течение двух десятков лет я тренировал в себе эту способность к восприятию сигнала, распространяемого с ветром, с движением ветвей, с поскрипыванием широких лыж о наст, с походом по ночной местности.)
Из первого открытия следовали другие, сама их возможность становилась вероятной и по мере новых открытий превращалась в уверенность в их неизбежности. Подсчётов не проводил, но мной открыто где-то 20-30 закономерностей (в интернете я опубличил примерно половину из них), подавляющее их большинство взято каменной задницей, то есть усидчивостью, неторопливым простукиванием стены познания на предмет потайного хода, постоянным возвращением к теме после необходимой паузы (неделя, месяц, полгода и даже год). На долю мгновенного понимания пришлось процентов 10 или менее найденных закономерностей.
Самое слабое звено для нормального человека - думать. Обучение в школе и университете не предполагает по-настоящему самостоятельного мышления, там всё время надо идти в узком каньоне возможностей и условностей. В вульгарном (школьном) варианте мышление вообще выносится за скобки - там надо заниматься его имитацией посредством демонстрации навыка (натаска) к "бац-бац, подставили в формулу и сосчитали".
У меня тоже возникают некоторые сложности с мышлением, хотя к категории нормальных людей я себя не отношу. Дело в том, что всё время необходимо идти стопами по земле, сохраняя связь между шагами. Вычисления способны завести в дебри, но надо понимать, ЧТО они означают, какие физические смыслы скрываются за математическими равенствами. Вёрткая логическая нить должна связывать сделанные открытия между собой и с открытиями, сделанными другими людьми.
Но самое трудное - придать значение. То есть - нашёл математическое свойство и понёсся, как лось через кусты, в новые дали вместо того, чтобы ПОНЯТЬ, что именно открыл. Колумб открыл Америку, но не придал этому событию правильного значения, считая, что он открыл путь в Индию. Возможно, первооткрывателям и необязательно знать, что именно они открыли. Но очень уж хочется.
Нормальные университетские учёные крайне редко оказываются способными к научным открытиям не столько в силу их интеллектуальной несостоятельности как учёных (хотя и это тоже), сколько по причине их включённости в экономику. Они не могут лежать на диване полгода, а потом выдать формулу гравитации, хотя бы потому, что им такой блажи (лежать полгода на диване) никто не позволит, даже если это совершенно необходимо для совершения открытия. В этом смысле можно было бы ожидать, что наибольший процент открытий придётся на молодых людей в возрасте 13-18 лет, не слишком обременённых обязанностями. Но этого не происходит (как сколько-нибудь массового явления), потому что даже к 18 годам не вполне простраиваются причинно-следственные связи в большом объёме воспринятой информации. Чтобы ненужное забылось, нужное - попало в фокус внимания, а важному было придано правильное значение, требуются годы. Разумеется, в этом правиле (13-18) будут исключения. Что касается меня, то в 18 лет я был близок к прорыву в понимании биологии, но смог открыть только закономерности в ветвлении деревьев. Но у меня - особый случай: в доступных общественных библиотеках были так себе книги, в хороших томских библиотеках ("Пушкинка", "Научка" ТГУ) я как иногородний и как не студент получил от ворот поворот, никаких ресурсов для получения знаний у меня не было, а на обратном пути из Томска в Северск, который я проходил пешком, я собирал бутылки, чтобы их сдать и на вырученные деньги поехать в экспедицию по поиску Чулымского метеорита. Поэтому только к 35-38 годам мне удалось сделать существенные открытия в демографии и прорывные в космогонии, опять же, в нестандартных для этого условиях - в тюрьме и в штрафном изоляторе колонии (та же тюрьма).
Около месяца назад коллега из Беларуси загрузил данные по расстояниям 8 планет от Солнца в вычислительную программу и нашёл, как минимум, ещё одно математическое свойство. Безусловно, привлечение высоких технологий, включая искусственный интеллект, облегчит выявление формальных математических закономерностей, но железяка ещё долгое время не сможет конкурировать с человеком в придании смыслов найденным равенствам. Именно из-за формального логического подхода. Человек же способен на бОльшую гибкость в интерпретации, чем машина. Я принял на веру, что из 16 миллионов комбинаций только две моих и одна его оказались закономерностями. А всё началось с того, что, рассматривая таблицы планетных расстояний в книге Сурдина "Вселенная от А до Я", я ПОЧУВСТВОВАЛ, что "в этом что-то есть". Несколько дней я вникал в тему и даже взял сначала ложный след, но на третий день я решили посмотреть на ситуацию под другим углом зрения и за какие-то минуты нашёл то, что сначала почувствовал. Получается так, что производительные мощности человеческого мозга пока сопоставимы с компьютерными возможностями. Но рано или поздно настанет день, когда машина выдаст ответы, смысл которых люди не смогут понять.
Полезно стимулировать себя. Не думаю, что в научном поиске, созерцательном и неторопливом, хорошей стимуляцией будут сексуальные утехи. А вот немного фетишизма в виде новой ручки, карандаша, новой тетради в приятную сиреневую клетку - не помешает. Возбуждающее действие на ум имеют географические карты, предвкушение содержательной книги. Но лучше всего меня стимулировала до посадки "пощёчина общественному вкусу". Если не признаЮт в качестве учёного, то пусть хотя бы поработают на меня своим воем и потявкиванием. Не то, чтобы я кидал говно в вентилятор, но был способен на какой-нибудь эпатажный заголовок типа "Юпитер - планета женского пола - прошёл сквозь Солнце и в результате этого появился новый выводок планет - планеты Земной группы, а в следующий раз сквозь Солнце пройдёт Земля - тоже планета женского пола, и появится ещё одна планетная группа". (Кстати, это близко к истине.) Общественная дискуссия даже в таком, скандальном, виде худо-бедно выполняет функцию обратной связи и лучше журнала для всякой скучно-научной хренотени рекламирует сделанное открытие. Хотя объективно говоря, для научного открытия срач в интернетах - просто потеря времени. Опять же, мы возвращаемся к вопросу о том, какая сила движет учёным. Зачастую простого интереса к познанию оказывается недостаточно, надо ещё что-то доказать себе или кому-то другому. Может быть, это неэтично, но я не об этом. Я просто отвечаю на вопрос о том, как на самом деле совершаются научные открытия.
12.04.2023 Вадим Тюменцев
https://vadim1980.livejournal.com/338784.html