Фото 1.
В первую свою поездку, разумеется, мы не достигли желаемого результата. Если Михаил и Валерий Иванович получили более менее близкие кадры уларов, видео и фото, то мои карты памяти заполнились лишь турами и мелкими птицами. Все жаждали ещё съёмок, потому в минувшем году снова вырвались в Теберду. Зная, что нас ожидает, мы взяли с собой пилу (в прошлый раз пилить дрова приходилось перочинным ножиком с пилкой), и другие необходимые вещи. я уговорил ВИ даже захватить петли для двери, ведь в прошлый наш приезд их пришлось делать из старых обувных подошв. Но кошара разваливалась (петли не понадобились). Причем на глазах. Например, в один из моих приходов с гор, Михаил сказал, что к нам забрался медведь. Я засмеялся, но когда заглянул внутрь то сказанное Михаилом мне показалось правдой - там был разгром, который мог совершить лишь крупный зверь. Посредине валялась толстая доска, служившая нам столом. разломанная надвое. Балон газа смят, горелка повреждена, всюду разбросана посуда. Миша улыбнулся, поймав мой взгляд. А ведь всего навсего из стены вывалился камень, весом около 200 кг, он и наделал столько дел.
Фото 2
Была середина мая, и самцы уларов были без самок. Подруги их показывались лишь утром, на небольшое время. Но самцы по прежнему активно пели и посещали разные скалы по утрам. Нам оставалось лишь поджидать их в наиболее перспективных местах. Иногда самцы держались вместе, я например, наблюдал 3-4 на небольшом участке скалы.
Фото 3.
С этими 3 кадрами, что идут первыми было совсем необычно. Всё утро я просидел в палатке и ничего не снял, только замерз. В 9 вышел и собрал вещи, забрался на один из хребтов, и сев в скалы, начал рассматривать окрестности в бинокль. Никого не было рядом, улары кричали далеко, я расслабился, зачехлил MARK IIID в кофр и отошел к другой скале, когда неожиданно чуть ниже меня приземлился один самец улара. Мне ничего не оставалось, как вжаться в скалу (там оказалась ниша) и прикрыть лицо рукавом куртки. Самец между тем начал петь, а я искать глазами кофр. До него было метра два и птица точно меня бы заметила, но рядом в специальной сумке лежала мыльница-мегазумм SX40HS, её я впервые взял в горы для съёмок видео. Штатив тоже бы далеко. Прижав мегазумм на верхнюю грань камня, который закрывал меня, как щитом я начал съёмку тем, чем мог, пока птица не улетела испугавшись меня. Объектив у этой крошки по эквиваленту к пленке 840 мм, что достаточно приблизило ко мне птицу. Улар красовался передо мной с полчаса, за это время я отснял 10-15 кусков видео, сотни кадров фото. Я не умею работать с видео, поэтому ничего не резал не выставлял, но этими материалами воспользовался Михаил для создания своего нового фильма. Его покажут по каналу "Культура"
Фото 4.
Наблюдать улара мне удалось и в другие дни, но это было дальше по расстоянию, чем в тот день. Наблюдал за птицами из палатки, поставленной гораздо выше по склону, чем в тот раз. Много кадров, где птица поет, но не стал повторятся.
Фото 5.
Валерий Иванович отснял улара ещё ближе, чем я. Он бродил по горам налегке, беря с собой Соньку-мегазумм (100 ую). В первую нашу поездку я искренне загадывал желание, что именно ему улыбнулась фортуна, даже в ущерб мне и последний кадр в этом посте, как раз та удача, что улыбнулась ему тогда. В этот раз он спринтовал на самые высокие скалы, так, что никто за ним не поспевал. И с этих скал, сверху он снял этот портретный кадр. Здесь уже видные подробности, хоть и мешает трава на переднем плане. После этого кадра ВИ успокоился и сказал, что своего улара он отснял и будет заниматься другими птицами: краснобрюхой горихвосткой и пестрым каменным дроздом. А ещё он мечтал о стенолазе. ВИ бродил в разные стороны от нашего лагеря, но этих птиц надо было искать на высотах около 3500 м, по скалам и осыпям. А мы продолжили заниматься уларом.
Фото 6.
Перебираясь поперек склона я вспугнул уларку. Через два дня издали мы с Мишей подошли к гнезду. и с 30 метров убедились, что она продолжает насиживание. Здесь он как раз настраивает камеру, чтобы выглянув из-за бугра вниз сделать первые кадры. Мы выглядывали из камня осторожно, точно зная расположение гнезда, но еле рассмотрели её на таком расстоянии. В фильме Миши как раз видно как "отползает" зумм камеры и понятно как далеко мы от неё находились.
Фото 7.
Вспугнув птицу я не мог не снять кладку улара. Гнездо располагалось под нависшим камнем и всегда защищало наседку от непогоды. Читая монографию об уларах, я почти не сомневался, что уларка бросит гнездо. Такого ученые не отмечали ни разу, но червячок сомнения всё же грыз. На следующий день я забрался на соседнюю скалу и всё утро наблюдал со стороны за этим местом. Сначала я заметил 1 улара, чуть позже второго, затем взлетел 3. Эти птицы держались в 100-200-300 метрах более часа, а потом разлетелись и ни одна из них не направилась к гнезду. Бросила, наверное, закрадывалось подозрение.
Фото 8.
Но на следующий день она сидела на гнезде. И мы поставили палатку чуть выше и в 30 метрах от потаенного места. Когда утром из промежуточного лагеря я добирался к палатке съемочной всюду лежал снег, но не в гнезде - там было сухо. Всю ночь палатку трепал ветер и бросал пригоршнями в бока снег, а мне во сне казалось, что ко мне стучатся улары и утром я увижу их рядом с моим ночлегом. Кстати ниже 2800 м шел дождь - это потом стало видно. когда солнце встало.
Фото 9.
Мы поочередно с Мишей три дня наблюдали за самкой на гнезде. Место было недобное. Сторону в которую она уходила загораживал крупный близкий камень, поэтому все её уходы я пропустил, хоть и отметил по времени. В последний день я снял укрытие и решал подойти к птице ближе. Наверное зря, но это был последний шанс снять её с другого более удобного ракурса. Закрыл лицо, руки, поставил камеру на штатив. Все движения делал плавно и подход и манипуляции с камерами. 15 м, 12 м, наконец 10 м. Снял видео и десятки кадров насиживающей птицы - она так и не взлетела.
Фото 10.
Северные склоны даже в конце мая в горах заснежены. Но здесь видна граница снега в зависимости от высоты. Четко
Фото 11.
Западно кавказские туры встречались нам постоянно во всех поездках. Здесь они вполне обычны. Этих кормящихся. самцов я увидел с верхней точки и сначала одного из них. Подумал - рыжая лиса на склоне. Стал подходить прячась за камни крупной осыпи. Один свистнул и все четверо рванули к скалам. Свет не совсем удачен, солнце почти за мной - это помогало мне, но портит кадр, он плоский.
Фото 12.
Здесь по крайней мере видна перспектива.
Фото 13.
Все эти съёмки туров были в первую поездку. В минувшем лишь раз к нашему промежуточному лагерю на выс 3000 м подошло их стадо. У меня не задалось с параметрами съёмки, почти все сюжетные кадры, когда у любопытного туренка текли слюни, а он смотрел на меня, не отрываясь, и при этом всё стадо свистело ему "уходи, дурачок, там опасно", оказались недостаточно резкими, хоть он и был в полный кадр.
Фото 14.
Эта туриха долго лежала на камне, потом долго так стояла, неподвижно глядя вниз. словно собиралась покончить с собой, но никак не решалась спрыгнуть. Вообще я часто видел эти картины сверху - тур на фоне бездны минутами стоит неподвижно, как изваяние. Они никуда не спешат - это факт.
Фото 15.
Очень хотелось снять улара в полете, но получились лишь такие, проходные кадры.
Фото 16.
Ну и поющий на фоне камня. Видеть и слышать этих птиц большое счастье, но горы утомляли и постепенно накапливалась усталость. Один из нас слег с горной болезнью. Пора было думать о спуске.
Фото 17.
И наконец ещё кадр Валерия Ивановича. Вот такие вытоптанные турами участки на вершинах скал больше всего привлекают уларов. Здесь они находят себе еду в большей степени, чем среди кочек овсянницы (как на снимке внизу)
Фото 18.
Валерий Иванович, заразив нас идеей улара, всё же снял своего улара и его напечатали в "NG", это было когда он знал, что безнадежно болен. А от этого кадра я ... ещё два года назад, мечтая снять что либо подобное. К сожалению на мониторе уменьшенная фотография, она смотрится хуже, нежели отпечаток.
Оформлено с помощью «
Обрамлятора»