16 апреля
Ночью была плюсовая температура, но пасмурно. Вчера вечером Михаил отдал мне свой старый штатив, и я имел возможность поставить две камеры и установить их в разные окна палатки. У меня в наличие были 2 объектива и две камеры. На глухарином току очень часто бывают ситуации, когда подошедший глухарь быстро оказывается с другой стороны укрытия и мне не удается снимать его до тех пор, пока я не переставлю штатив с камерой. Стоит ли говорить, что из-за того, что весь процесс переноса приходится делать осторожно, это не происходит достаточно быстро. Поэтому иметь возможность снимать с двух окон - неоспоримое преимущество. Другой вопрос, что нести на токовище штатив и другую камеру всегда сложно, поэтому я так никогда не поступал. Но раз есть штатив и камера, то этим стоило воспользоваться.
Песня глухаря разбудила меня в 5:45. Снимать в это время ещё бесполезно, но готовить аппаратуру к съёмке было как раз время. Раскричались журавли, а издалека донеслось бормотание тетерева. Несколько раз подавали голос копалухи, это было впервые на токовище в этом сезоне - до этого самки сидели на деревьях в молчании. Самый ближний ко мне самец был в 30-40 метрах от палатки. Мне его хорошо было видно. Я всё равно снимал его, хоть и знал, что эти кадры сразу пойдут корзину, едва подвернутся лучшие условия съёмки.
До 11 утра солнце не выглядывало, а до 8 свет был «на пределе» для приемлемой выдержки. Отовсюду доносились песни, но участки у глухарей были большие, я насчитал 4 петуха вокруг себя и нарисовал их участки схематично у себя в дневнике. Кстати дневник мне очень помог при воссоздании этих записей, ведь после глухариного тока была поездка в Теберду и съёмка козодоя, были вальдшнепиные высыпки и карьер с камышницами и лысухами. Ну, это я отвлекся, вспомнив как хлопотно, но полезно ведение рукописных записей.
Неожиданно «западный» самец направился в мою сторону. Он активно пел и ходил теперь уже метрах в 15 от меня. Чувствовалось, что птица, несмотря на азарт, прекрасно осознает и видит необычность моего сооружения. Он останавливался только в неудобных для съёмки местах, там, где его прикрывали ветки или стволы деревьев. Это было в 8:17. Самец присматривался к скрадку довольно долго, не давая мне толком ничего снять. Его внимание часто было приковано к объективу, и это несмотря на активное пение. Хорошо бы его кто-нибудь отвлёк - глухарка или другой самец. В таких случаях, а это бывало на других токах, самец полностью переключается на новый «раздражитель», и не обращает внимание на укрытие, в котором сидит фотограф. Но рядом не было никого, кто бы отвлёк птицу. Мой старенький Canon 30D сделал последний кадр и камера отключилась. Старые аккумуляторы (их было 2) ещё вчера показывали полную зарядку, но в нужный момент мигом отказали, полностью разрядившись. Теперь у меня было 2 объектива на штативах и одна камера, которую я конечно тут же переставил туда, где находилась птица. Он аккуратно выходил из-под защиты дерева, сначала чуть выставил голову, затем полкорпуса, потом показался весь кроме хвоста. Я терпеливо ждал, иногда делая одиночные кадры. Наконец, этот красавец вышел полностью.
Несмотря на то, что глухарь кажется грузной и коротконогой птицей, он проворно двигается по земле (или снегу) и расстояние в 6-10 метров преодолевает очень быстро. Глазом не успеешь моргнуть, а птица уже рядом. Так и сейчас произошло. Хоть он и не шел прямо на скрадок, а ходил, повернувшись боком, не спеша, дистанция до птицы всё время сокращалась.
В таких случаях азарт не дает сосредоточиться, и все действия производятся «автоматически» - просто интуитивно выбираешь подходящие моменты, изменяшь на нужную точку автофокусировки и нажимаешь кнопку спуска. Фикс не дает никакого простора для творческого построения кадра, фотограф может только изменить расположение глухаря в кадре. Я часто, в прежние мои съёмки, был зол на своё бессилие перед моментами, когда птица подходила слишком близко. Более короткофокусный зум пришлось купить после того, как однажды самец подошёл на 1,5 метра и мне просто необходимо было снимать с меньшим фокусом в эти моменты. Вот и сейчас, имея в своём домашнем архиве портреты глухарей, хотелось снять «птицу в биотопе», да так, чтобы на переднем плане птица, а пейзаж с максимально широким углом. Вначале я подумывал о широкоугольнике и даже взял с собой дистанционку (второй аппарат именно для этого был приготовлен), но снять подобное можно только в Орловском полесье, где птицы полуручные. Ведь угадать сейчас, где птица пройдёт завтра, чтобы вечером установить и замаскировать аппарат было практически невозможно. Рассудив здраво, мне стало предельно ясно, что 70мм вполне хватит для реализации своего замысла, вот и мечтал о том, чтобы самец подошел на 3-4 метра. И он подошёл и встал на нужную точку.
Зум был приготовлен как раз с той стороны, куда впоследствии вышел самец, то есть на самую близкую дистанцию, и мне оставалось лишь переставить туда камеру, чтобы снимать. Режим скоростной съёмки и бесконечное ожидание, когда кадры из буфера камеры запишутся на карту памяти, и опять съёмка. Так происходило всё время, пока птица была достаточно близко перед палаткой. Посмотрев позже указанное на файлах время, как началась съёмка с 15 метров до момента, когда самец перешёл на другую сторону, удивился - прошло всего пол часа. «Близкая» съёмка с 4-6 метров происходила 10 минут.
Затем он ушёл за бугор и показался среди деревьев на противоположной стороне. Самец направился к токующему неподалёку глухарю. Он долго мелькал среди деревьев, всё дальше и дальше.
Около 9 утра во влажной низине, заросшей мелколесьем, произошла пограничная стычка между этими двумя соседями. Драки не было. Они долго примерялись, «крэкали» и чертили крыльями на снегу друг перед другом. Песен в это время от них не было слышно. Но весь процесс выяснения отношений происходил так далеко от меня, и к тому же птицы были скрыты мелколесьем, что рассмотреть всё в подробностях я не мог. В общих чертах, при равном статусе самцы просто фиксируют своё право на участок таким подтверждением своей силы и зрелости перед соперником. Каждый из глухарей ходил перед другим с развернутым хвостом, но часто отходил в сторону, разворачивался и снова подходил. При этом всё сопровождалось громким «крэканьем». В этом случае, распалившись, они после начали учащенно «тэкать», затем их песни стали полными, в них появились элементы «точения», и самцы разошлись в стороны.
Ток стал расстраиваться около 10 утра. Самцы расходились, и песни некоторых стихали из-за большого расстояния до них, а также рельефа этой местности. Но отдельные обрывки песен я слышал до 12 часов, хоть уже и не видел птиц. И это несмотря на тот факт, что первый шквал ветра налетел на верхушки сосен в 11:10. После полудня глухарей не было ни слышно ни видно. Самцы отдыхали. Нет, они не разлетелись и не ушли - они просто кормились и сидели на снегу под елями или в других укромных местах. Раньше, на других токах, мне не раз удавалось наблюдать такое поведение самцов. Так может происходить в тех случаях, когда птицы не видят смысла покидать токовище и они почти целый день проводят рядом со своим участком или прямо на нём. Покидать палатку, когда глухарь рядом очень рискованно и неблагоразумно, ведь испуганная птица может ассоциировать палатку с человеком, чего нельзя допустить, если нужно продолжить съёмку.
В 13:30 мы встретились с Михаилом и обменялись впечатлениями. Он рассказал, что возле его скрадка токовал «белобородый» самец и спустились на землю 5 глухарок. Затем он увел их через болото, отбиваясь от соперников, которые преследовали его «гарем». Увидеть что-либо после ему не удалось. Мне нужны были снимки глухаря с копалухами и я предложил поменяться скрадками. Перебазировав каждый свои вещи, мы прошлись туда, где скрылась эта компания, но если следы глухарей хорошо отпечатывались на снегу, то более маленьких следов самок нам не попадалось. Мы предположили, что утренний снег плотный из-за мороза и лёгкие самки не продавливали его.
В 17 часов ужинали каждый в своем (точнее в чужом) скрадке и я быстро улёгся в спальник. Светило солнце и я писал дневник. Если не открывать окно, то в плотной мишиной палатке, которая не пропускает воду, темно как в склепе. Читать и писать можно лишь отстегнув молнию. Но с 19 часов я полностью «упаковался» в спальник и ждал прилета самцов. Первый прилетел в 20:40, когда солнце село. Устроился на ночлег этот первый совсем неподалёку от моего укрытия.
17 апреля
В 5:30 я был готов к съёмке. На двух штативах стояли два закреплённых объектива и я терпеливо ожидал когда станет светлее. Но белобородый токовал в 30 метрах от меня на болоте, часто поросщем соснами и березками. К тому же он всё время был загорожен стволами деревьев. Ближе он так и не подошёл.
Но больше всего меня удивило, что в 7 утра токование прекратилось. Я ещё видел некоторых из самцов, спокойно бродящих по гривкам и некоторые из них кормились.
Мне пришлось собирать укрытие, ведь посещать токовище в этом году я не собирался. Ведь планировалась дальняя поездка на Кавказ, которая начиналась в конце апреля. На обратном пути дорогу «развезло», поэтому «буханка» всё же провалилась в обширную яму, но сама без троса вылезла оттуда.
Мише удалось снять из моей палатки самца, и он впоследствии выложил его на youtube:
http://www.youtube.com/watch?v=exKHNaZuT64&feature=related Проанализировав эту поездку, стало ясно, что мы «поймали» начало тока. Момент, когда самки в большом количестве впервые прилетели на токовище, и был тем самым временем, когда у глухарей бывает «хоровод». Другой вопрос, что палатки были не в том месте или в тот год такое явления на току не было вообще, а может у данной популяции глухарей его не бывает вовсе. Если бы нам нужны были снимки просто токующих птиц, то приезжать стоило чуть позже, ведь сразу после таяния снега активность глухарей была бы высокая ещё около 2 недель. В любом случае время приезда на ток в каждом конкретном сезоне нужно корректировать и изменять. Место устройства скрадков лучше прогнозировать из условий съёмок предыдущего года. Угадать по следам самую удачную точку съёмки очень сложно, но если глухари «приняли» скрадок фотографа на своем току, то перенос его в другое место не будет для них непременным шоком.
Из неприятных сюрпризом могу вспомнить лишь отказ второй камеры из-за севших аккумуляторов. Это невинное обстоятельство повлекло за собой неожиданные последствия. Когда один из объективов был без камеры и на штативе, на задней линзе его, в самом центре, каким-то образом появился конденсат. При съёмке в холодную погоду очень часто окуляр видоискателя запотевает из-за выдыхаемого человеком воздуха. Поэтому я вначале не обратил внимание на вялую картинку, списывая это на запотевший видоискатель. Лишь позже мне стало ясно, что являлось причиной малоконтрастных кадров. Но сама съёмка проходила так мало времени, что удалять эти кадры я посчитал нецелесообразным и потом долго возился с ними в фоторедакторе.
Нам не повезло с погодой - ни в один из дней утром мы не видели солнца. В целом эту поездку я считаю удачной, ведь наблюдать птиц очень близко получилось, и произошло это из-за долгих наблюдений Михаила Родионова на этом току в предыдущие годы, за что я ему премного благодарен.