Ну очень скромный броненосец

Jan 09, 2017 22:20





...Сменивший за свою не особо-то и долгую биографию два флага и три имени. Будучи назван при закладке "Lung-wei" (龙威, что приблизительно соответствует "Могучему"), в строй он вступил уже как "Ping-Yuen" (平遠) (в другой транскрипции - "Ping Yuan" или просто "Pingyuan"). Нетрудно догадаться, что рекомый корабль принадлежал к флоту Поднебесной (который, впрочем, на тот момент не существовал в виде единого целого, ну да это отдельная тема), а точнее - к соединению, носившему название Бэй-Янской флотилии (или "эскадры", переводят и так, и этак).



Итак, будучи заложен в бородатом с нашей точки зрения 1883-м, сей "Пин-юань" сошел на воду через 5 лет, и в 1889-м (или 1890-м - тут в источниках наблюдается разнобой) вступил в строй.

В тех покрытых дымкой времени 1880-х годах определенной популярностью пользовалась концепция броненосца с максимальной огневой мощью на носовых курсовых углах, отражавшая - в противовес прежней линейной тактике - привлекательную на первый взгляд идею атаки фронтом, которая имела бы заключительный аккорд в виде таранного удара (ну да, Лисса не давала покоя господам в адмиральских эполетах!). В металле реализацией этой концепции явился целый ряд кораблей, несших на баке единственную установку главного калибра, как то:



- британский "Victoria"



- он же в виде модели, для наглядности;



- меньший по размерам российский конкурент-аналог "Император Александр II";



- еще более скромный по водоизмещению и размерениям японский "Ицукусима" (который, вообще говоря, крейсер, но воплотивший в себе тот же подход к общей компоновке).

Наш герой, в сравнении с перечисленными единицами, был вообще малышом, имея всего-то 2640 тонн полного водоизмещения. В соответствии с первоначальным замыслом, он предполагался несколько побольше, поскольку начинал строиться по типу броненосных крейсеров "Цзин-юань" и "Лай-юань", сошедших по китайскому заказу со стапелей штеттинской фирмы "Vulkan", тогда еще не очень-то и знаменитой. Но то ли китайские корабелы переоценили производственные мощности отечественной верфи в Фучжоу, то ли отпущенные на данный корабль деньги куда-нибудь ...делись:) (масштабы raspil`а & otkat`а в позднецинском Китае были еще те!), в общем, так или иначе, было принято решение "урезать осетра". В результате, 84-метровый крейсер сократился до 60-метровой броненосной канонерки, сохранив при этом прежнюю длину броневого пояса (солидной 8-дюймовой толщины в средней части, снижавшейся в оконечностях до 5 дюймов) и приобретя довольно кургузые обводы, поскольку отношение длины и ширины корпуса не дотягивало даже до 5.



В рамках той же экономии ("Денег нет, но вы тут держитесь!") мощность машин с 5700 "лошадей" на прототипах германской постройки упала до жалких 2400, соответственно, и скорость с 16,5 узлов (для первой половины 1880-х не рекорд, но приемлемо) снизилась до скромных 10,5. Правда, китайские источники утверждают, будто бы на мерной миле "Пин-юань" выжал даже 12,5 узла, но мы-то знаем цену подобным цифрам (как там по-китайски будет "приготовить пиво и графит"?:))...



Зато бронирование и вооружение для такого "маломерного судна":) остались очень приличными. Вышеописанный броневой пояс, прикрывавший ватерлинию на всей протяженности, дополнялся карапасной (то бишь, выпуклой по форме) броневой палубой 2-дюймовой толщины, установку главного калибра защищал 5-дюймовый барбет, дополненный 1,5-дюймовым куполом. Указанные барбет с куполом содержали в себе 10,2-дюймовое (260-мм) казнозарядное крупповское орудие с 22-калиберным стволом (на китайских канонерках "алфавитной" серии, принадлежавших к ренделловскому типу, стояли пушки и более крупнокалиберные, но - дульнозарядные, поэтому менее скорострельные и более сложные в обслуживании). Средний калибр "Пин-юаня" был представлен парой крупповских же 15-см орудий, также казнозарядных. Ну, и плюс к тому скорострельная мелочь, а также торпедные аппараты под 14-дюймовые торпеды (систему уточнить не удалось, но выбор Германии как экспортера вооружения позволяет предположить торпеды Шварцкопфа; в известном справочнике С.Сулиги "Японский флот" (1995 г.), правда, калибр ТА указан 18-дюймовым, однако правильность этой цифры выглядит сомнительной - получается, что во всем тогдашнем китайском флоте торпедами такого калибра был вооружен единственнный корабль, притом из числа самых тихоходных). В общем, первенец китайского броненосного кораблестроения (хотя и с импортными машинами и вооружением) получился, не став в итоге крейсером, похож на французские броненосные канонерки типа "Ашерон" ("Acheron") -



- несколько уступавшие по водоизмещению и калибрам артиллерии. Они часто и называются его непосредственным прототипом, хотя более поздняя их постройка противоречит этой версии.



Тем не менее, черты сходства (скорее, обусловленные принципом конвергенции, бытующем не только в живой природе) налицо, достаточно обратить внимание, в частности, на характерный завал бортов, хорошо заметный на показанной ниже модели -



(Да, "Пин-юань", как оказалось, пользуется популярностью у судомоделистов, возможно, из-за необычного, подлинно стимпанкового облика в сочетании с простотой постройки модели).

Классифицировать такую единицу как крейсер было явно некорректно, поэтому сабж чаще именуют броненосной канонеркой, какой он, в сущности, и был. Хотя Вильсон, не мудрствуя лукаво, просто поименовал его "небольшим броненосцем", наряду с упоминавшейся выше парой броненосных крейсеров немецкой постройки: "В состав эскадры входили также броненосец «Чжень-Юань» (однотипный с первым) и три небольших броненосца «Дзин-Юань», «Пин-Юань» и «Лай-Юань»..." ("Броненосцы в бою"). Коль скоро прозвучало слово "бой", то пора сказать, что "Пин-юань" побывал в деле у Ялу, в ходе которого сподобился сразиться не абы с кем, а с японским флагманом "Мацусима": "...Обогнув правый фланг китайцев, главная эскадра имела краткое, но жаркое столкновение с «Пин-Юанем» и китайскими миноносцами... «Мацусима» не был сильно поврежден до вступления в бой с «Пин-Юанем». По этому кораблю он открыл огон, на расстоянии 300 ярдов и продолжал стрелять до тех пор, пока не отошел на расстояние 1300 ярдов. В 14:34 он был пробит 10,2-дюймовым китайским снарядом, который убил четырех человек у левого кормового торпедного аппарата и, ударившись о барбет, разбился вдребезги. Этот снаряд пролетел очень близко от снаряженной торпеды; если бы она взорвалась, то могла уничтожить весь корабль. Снаряд, кроме того, прошел сквозь подшкиперскую и пробил цистерну для масла, но когда он разбился о барбет, то оказался начиненным цементом (вот опять они, raspil & otkat!!! - В.В.). В ответ на это японцы подбили большое орудие «Пин-Юаня»...". Любопытно, что современные китайские авторы иной раз приписывают попаданию с "Пин-юаня" выход из строя 320-мм орудия ГК на "Мацусиме", традиционно числящийся на счету артиллеристов броненосца "Чжень-юань".



Однако, как бы то ни было, битву при Ялу наш герой пережил благополучно - дабы капитулировать затем в Вей-хай-вее, поскольку первая современная японо-китайская война завершилась с известным итогом -



Наряду с другими бывшими китайскими боевыми единицами, "Пин-юань" пополнил собой японский Императорский флот, став "Хейеном" ("Heien") и прописавшись уже определенно в классе канонерок (изредка фигурирует как "канонерская лодка 1-го класса", что, в общем-то, имеет смысл, поскольку на фоне посудинок вроде "Акаги" этот "небольшой броненосец" выделялся изрядно).



Японцы частично перевооружили трофей, заменив нескорострельные крупповские 15-см орудия скорострельными 40-калиберными 6-дюймовками Армстронга и добавив две также скорострельные 4,7-дюймовки (120-мм) той же системы. Тогда же, по всей вероятности, и состоялась замена торпедных аппаратов на 18-дюймовые, соответствовавшие британскому стандарту, преобладавшему и в японском флоте.

Слегка модернизированный "Хейен" служил учебным артиллерийским кораблем, пока не началась следующая война в тех же водах - русско-японская, в ходе которой он опять был возвращен в боевой состав. Ничего удивительного, у японцев воевали и более ветеранистые ветераны - если уж старый деревянный "Цукуба" оказался "призван на действительную службу"( http://v-vodokachkin.livejournal.com/225317.html), то что говорить о корабле следующего поколения! Разумеется, такой тихоход не мог попасть в первую линию, и потому использовался для блокадной службы. С.Сулига в упоминавшемся справочнике характеризует его функционально как "корабль бомбардировки берега", и в общем-то, для огневой поддержки своих войск на прибрежном направлении этот не слишком глубоко сидевший (чуть больше 4 м) "небольшой броненосец" вполне подходил. Хотя описаний эпизодов такой его боевой работы мне не встретилось. Зато попадались упоминания об использовании в роли импровизированного десантного транспорта, например: "Высадка в районе Нандендзы, расположенном на оконечности мыса Восточный Тунгуз началась утром 19 мая и к вечеру того же дня сухопутные части овладели побережьем. Десант с броненосца “Фусо”, канлодок “Хейен”, “Сайен” и “Цукуба” в составе одной роты с полубатареей (1х47-мм и 1х75-мм орудиями) под командованием старшего артиллерийского офицера с “Фусо” лейтенанта Такемицу прикрывали два вооружённых паровых катера с “Фусо” и “Сайен”" (Белов А.А. "Броненосцы Японии").

Но, как известно, все когда-нибудь заканчивается. Кончилась и биография "Пин-юаня" - "Хейена", подорвавшегося 18 сентября 1904 года на мине в Голубиной бухте с летальным исходом для 198 офицеров и матросов. В очередной раз подтвердилось, что из всего спектра русских морских вооружений в той войне наибольшую эффективность продемонстрировала якорная мина...

судостроение, steampunk, оружие, история

Previous post Next post
Up