Трабакколо в боевом строю

Dec 19, 2016 17:54

С этим музыкально звучащим (флейта-пикколо вспоминается:)) термином лет около сорока назад меня познакомил не кто иной, как дедушка Жюль Верн:

"...в это время со стороны набережной донёсся какой-то гул. Видно было, как толпа заколыхалась и устремилась к морю, и издали доносился крик, вырывавшийся из тысячи грудей:
- Трабаколо! Трабаколо!
Действительно, наступил час, когда маленькое судно должны были спустить на воду. Это зрелище, всегда притягательное, неизбежно должно было привлечь внимание толпы. И вот площадь и набережные, только что запруженные народом, опустели: все спешили на верфь, где предстоял спуск нового судна
...
С трабаколо уже сняли подпорки, поддерживавшие его борта, и судно было готово к спуску. Якорь уже был наготове, и как только корпус войдёт в воду, - достаточно будет бросить якорь, чтобы сдержать силу инерции, которая может отнести судно слишком далеко в канал. Хотя водоизмещение трабаколо не превышало пятидесяти тонн, всё же это было порядочное судно" ("Матиас Шандор")

(в цитате сохранено написание из перевода - с одинарным "к").
Что это был за "зверь", переводчик особо не распространялся, пришлось юному мне топать в библиотеку и приникать к источнику мудрости - "Морскому словарю" Самойлова.

"Порядочное судно", о котором шла речь в романе, представляло собой сложившийся на Адриатике традиционный тип небольшого парусника с рейковым вооружением (иногда классифицируемого как 2-мачтовый люгер) и выглядело примерно так -




Частая встречаемость в текстовых и иконографических источниках намекает на значительную популярность этой разновидности каботажного суденышка в тех краях.



- слева на картине как раз фигурирует лесовоз данного типа.



- а здесь перед нами трабакколо 1910 г. постройки. Попутно похвалим художника за детальную прорисовку такелажа.

Однако, наведываясь на итальянские ресурсы - не просто любопытства ради, но и языковой практики для - случилось наткнуться на несколько неожиданный вариант -



М-да, какие только суда, суденышки и вообще "скорлупки" не подхватило в свое время вихрем первой мировой...

Действительно, "Da notare, nel corso della prima guerra mondiale, i quattro trabaccoli della classe “Foca” armati ciascuno con un con un grosso cannone navale da 152,40 mm. il che conferma la robustezza strutturale dello scafo forse con qualche adattamento reso necessario per ragioni di ingombro"(http://www.cherini.eu/etnografia/trabaccolo/trabaccolo.html) - то бишь, в годы ПМВ четыре трабакколо типа "Foca" были вооружены тяжелыми корабельными орудиями 152/40 мм, для чего, вероятно, потребовалось усиление конструкции корпуса. (Впрочем, другие источники говорят о пяти единицах, напоминая анекдот "застойных" лет насчет "проклятой русской бесхозяйственности":))



- фотка, послужившая непосредственным прообразом для рисунка выше. Размеров данного trabaccolo armato найти пока(?) не удалось,но хотя бы можно прикидочно оценить их, сопоставляя с мужиками, присутствующими в кадре.



- систершип за номером "3". Обводы корпуса по-своему изящны при всей простоте и непритязательности (небось, не какой-нибудь гордый клипер!). И кстати, похоже на то, что парусного вооружения посудинка не имела отродясь, поскольку сам термин "trabaccolo" довольно многозначен. Примерно как "баркас" в русском языке - когда товарищ Сухов с берега орал Верещагину, чтобы тот уходил с баркаса, всем понятно, что в виду отнюдь не имелась "большая мореходная 14-22-вёсельная шлюпка". Так и в данном случае, основой для этих деревянных носителей 6-дюймовок наверняка послужило нечто в этом роде -



- "trabaccolo da rimorchio", сиречь - буксируемое.
Суденышки не просто плавали всю войну по закону Архимеда, они отметились в отнюдь не символических боях на Пьяве. Буксировались с позиции на позицию, по всей видимости, любыми подходящими парожодиками и катерами, благо, сравнительно малое их водоизмещение не требовало от машин буксира особой мощности. Войну им повезло благополучно пережить, и дальнейшая судьба без залезания в итальянские архивы не прослеживается, а в такие места я, увы, не вхож...

Ну и, как говорится, чтобы два раза не вставать.

Буксируемая водоплавающая артиллерия в Regia Marina - поле еще более обширное и не очень паханное, чем самодвижущаяся ( http://v-vodokachkin.livejournal.com/291522.html). Информация скудна (в самом деле, никто не стремился особо увековечить и запечатлеть для потомков всякие там импровизации в виде "плавучих сундуков" с поставленными на скорую руку орудиями), зачастую противоречива, раскидана крохами по самым разным, иногда совершенно неожиданным источникам. К тому же, всех этих pontoni armati statici (или, правильнее было бы сказать - da rimorchio, ну да будем следовать официальной классификации) в общей сложности насчитывалось до фига и более приблизительно 97 штук. Авось с годами получится собрать и систематизировать материал на эту тему, а пока ограничимся несколькими фотками с минимумом сопровождающей информации.



- "Robusto", наиболее мощная несамоходная единица из тех, о которых идет речь. Несла две корабельные 45-калиберные 8-дюймовки.



- в другом ракурсе.



- еще она же, вечерком после нелегкого дня у берега канала.



- иногда встречаются щитовые прикрытия артиллерии, как, например, на 60-тонном "Orso", вооруженном 6-дюймовкой главного калибра (и где-то еще должна располагаться вспомогательная 57-миллиметровка). Очень скромных размеров корпус - 16 м в длину, 6 м в ширину, осадка 95 см.



- "Forte" - тоже гордый носитель 8-дюймовки, но только одной.



- как раз та самая пушка, развернутая в направлении берега, с суетящимся вокруг расчетом. То ли еще не успели придать угол возвышения, то ли собираются стрелять прямой наводкой...



- 100-тонный "Tigre" был оснащен, по одним данным, все той же 8-дюймовкой в 45 калибров, по другим - тоже 45-калиберным орудием, но 190-мм. Насколько штатной была установка хорошо видимого на снимке зенитного пулемета, сказать затруднительно.



- кстати, большой крен этих плавучих орудийных платформ на некоторых фотках не говорит об аварийной ситуации, это всего лишь средство увеличения угла возвышения орудия сверх штатного. Такой метод не был чем-то из ряда вон выходящим и для крупных кораблей специальной постройки.



- "Cane-1", вообще загадочная единица, данные отсутствуют напрочь. Орудие я определил как 6-дюймовое, и "больше не знают о нем ничего"(с)...



- "Castoro-5" с нетипичным гаубичным вооружением (видимо, по примеру австро-венгерских мониторов Дунайской флотилии, на которых оно хорошо себя зарекомендовало). О его систершипах говорится, что снабжались вообще 240-мм мортирой, но здесь однозначная гаубица не более 120 мм.



- "Rana-1", плавбатарея ПВО с парой зенитных трехдюймовок. Совсем мелюзга - 12Х4Х0,65 м. При таких габаритах непохоже, чтобы на суденышке имелся хоть сколько-нибудь приспособленный для обитания трюм, да и "конура" на палубе (ну, ладно, так и быть - кокпит) явно больше предназначена для боекомплекта.



- носитель целых четырех 3-дюймовок - "Capitano Masotto". В начале боевой биографии нес, как и однотипные, 190-мм пушку, но потом оказался радикально перевооружен.



- а это - совсем мелюзга, 7Х3Х0,45 м по имени "Raganella", с единственной опять же 3-дюймовой зениткой. Зато настроили их большую серию из 28 штук. (Идея оказалась не столь уж глупой, во всяком случае, уже во время ВОВ подобное по концепции, только самоходное, советское плаворудие 165-го проекта пришлось очень даже ко двору).



- крупным планом - орудие на каком-то из pontoni armati.



судостроение, оружие, первая мировая, regia marina, история

Previous post Next post
Up