Славянско-оружейно-клюквенное (2)

Jun 01, 2014 17:54

Недавно повстречалась в одной дискуссии отсылка к роману В.Иванова "Повести древних лет", где данное произведение художественной литературы названо чуть ли не документальным и вообще отличающимся редкой достоверностью по части воссоздания описываемой эпохи. Слегка почесав репу, вспомнил я, что читал его лет двадцать с гаком назад, но тогда мне ( Read more... )

мифы, национализм, если вдуматься, книга, история

Leave a comment

Образчик бредней про визионерство romdorn June 2 2014, 07:03:00 UTC
"Пропасть, которая лежит между первой и второй частями «Фауста», отделяет также психологический тип художественного творчества от визионерского типа. Здесь дело во всех отношениях обстоит иначе: материал, т. е. переживание, подвергающееся художественной обработке, не имеет в себе ничего, что было бы привычным; он наделен чуждой нам сущностью, потаенным естеством, и происходит он как бы из бездн дочеловеческих веков или из миров сверхчеловеческого естества, то ли светлых, то ли темных,- некое первопереживание, перед лицом которого человеческой природе грозит полнейшее бессилие и беспомощность. Значимость и весомость состоят здесь в неимоверном характере этого переживания, которое враждебно и холодно или важно и торжественно встает из вневременных глубин; с одной стороны, оно весьма двусмысленного, демонически-гротескного свойства, он ничего не оставляет от человеческих ценностей и стройных форм - какой-то жуткий клубок извечного хаоса или, говоря словами Ницше, какое-то «оскорбление величества рода человеческого», с другой же стороны, перед нами откровение, высоты и глубины которого человек не может даже представить себе, или красота, выразить которую бессильны любые слова. Потрясающее зрелище мощного явления повсюду выходит за пределы человеческого восприятия и, разумеется, предъявляет художественному творчеству иные требования, нежели переживание переднего плана. Последнее никогда не раздирает космической завесы; оно никогда не ломает границы человечески возможного и как раз по этой причине, вопреки всем потрясениям, которые оно означает для индивида, легко поддается оформлению по законам искусства. Напротив, переживание второго рода снизу доверху раздирает завесу, расписанную образами космоса, и дает заглянуть в непостижимые глубины становящегося и еще не ставшего. Куда, собственно: в состояние помраченного духа? в изначальные первоосновы человеческой души? в будущность нерожденных поколений? На эти вопросы мы не можем ответить ни утверждением, ни отрицанием.

…Воплощенье, перевоплощенье, Живого духа вечное вращенье…

Первовидение мы встречаем в «Поймандре», в «Пастыре Гермы», у Данте, во второй части «Фауста», в дионисийском переживании Ницше[2], в произведениях Вагнера («Кольцо Нибелунга», «Тристан», «Парсифаль»), в «Олимпийской весне» Шпиттелера, в рисунках и стихотворениях Уильяма Блейка, в «Гипнэротомахии» монаха Франческо Колонна[3], в философско-поэтическом косноязычии Якоба Бёме[4] и в порой забавных, порой грандиозных образах гофманова «Золотого горшка»[5]. В более ограниченной и сжатой форме подобное же переживание составляет существенный мотив у Райдера Хаггарда - в той мере, в которой его сочинения группируются вокруг повести «Она»,- у Бенуа (прежде всего «Атлантида»), у Кубина («Другая сторона»), у Майринка (прежде всего его «Зеленое лицо», которое не следует недооценивать), у Гётца («Царство без пространства»), у Барлаха («Мертвый день») и др."//
http://www.peremeny.ru/blog/4430

Как много наговорено-то!))

Вот и фанаты Иванова, поди, считают, что даже если он чего и не знал, то Русский дух отобразил как надо.

Reply

Re: Образчик бредней про визионерство v_vodokachkin June 2 2014, 14:35:54 UTC
//Как много наговорено-то!))//
- это ж Юнг... До сих пор с ужасом вспоминаю, как в свое время все-таки Асилил некоторую часть той чудовищной мути, которую он понаписал (просто ради любопытства решил выяснить, за что же его так превозносят). Даже пресловутый Гегель в сравнении с этим кренделем изъяснялся понятно и доходчиво!

//фанаты Иванова, поди, считают, что даже если он чего и не знал, то Русский дух отобразил как надо//
- да ладно бы еще "дух", а то ведь его романы рассматриваются некоторыми в качестве достоверных военно-исторических источников!!! Вот уж воистину - "моя рыдал":(

Reply


Leave a comment

Up