Шляхетская "доблесть" пополам с ненавистью

Sep 03, 2009 20:22

Авторская колонка в газете "Известия" 03.09.2009

Поехав в Польшу, чтобы принять участие в мероприятиях, посвященных 70-летию начала Второй мировой войны, Владимир Путин сделал рискованный дипломатический шаг. Желание польской политической элиты и официальных властей Польши вынудить Россию произнести очередное покаяние, а главное - закрепить в исторической памяти человечества и в международных документах равную ответственность Третьего рейха и России/СССР за развязывание мировой бойни N 2 в ХХ веке общеизвестно и, видимо, неизбывно.

В свете этого согласие Путина принять приглашение польского коллеги многим хотелось бы трактовать или обставить как явку с повинной. Путин, однако, упредил такие фантазии статьей в "Газете выборча". Виниться, разумеется, не стал, а предложил (на мой вкус - слишком интеллигентно) полякам единственный разумный для них (и тех, кто в этом вопросе науськивает поляков на ненависть к России, как в свое время Гитлера на СССР) выход из шизофренической русофобии: не сводить старые счеты и не искать 70-летней давности скелеты в чужих шкафах, когда и свои переполнены. Не впадать в грех и глупость, свойственные многим современным западным, прозападным и подзападным политикам: не предвидя последствия собственных действий, судить и даже юридически осуждать действия тех, кто занимался политикой 50 или 100 лет назад.

Не стану утверждать, что поступок Путина, его тщательно сбалансированные статья и слова, произнесенные в Польше, никак не сдвинули большинство поляков с, кажется, на века выбранной ими позиции: видеть в России абсолютное зло и главную виновницу того, что Речи Посполитой не удалось стать ни великой европейской державой, ни империей - до Урала и Черного моря. Надеюсь, что сдвинули. Несмотря на прозвучавшие в Гданьске рассуждения о том, что "советские солдаты никого не могли освободить, ибо сами были несвободны". По-моему, эти слова и неприличны, и циничны. Не хочу впадать в чрезмерный пафос, но как не помянуть 600 тысяч советских солдат, отдавших жизни за освобождение именно и конкретно Польши от гитлеровской оккупации! А кого сами якобы свободные польские солдаты когда-либо освобождали? "Несвободные" русские и советские - многих: и грузин, и армян, и украинцев (от поляков, между прочим), и итальянцев, и болгар (не раз), и многих других, включая, повторюсь, поляков. А кого поляки-то освободили? Себя самих не могли, а других - и не думали никогда... Но это к слову. Видимо, это особая шляхетская доблесть - плюнуть в бокал приглашенному гостю...

1 сентября - официальная дата начала Второй мировой войны, а не только нападения Третьего рейха на Польшу. И событие это нужно брать в его историческом контексте. У каждого народа в Европе может быть своя дата начала Второй мировой. Для России важнее 22 июня 1941 года. Но если мы подходим к событию во всем историческом масштабе, свои национальные мерки нужно если не убрать, то хотя бы соотнести с мерками других европейцев. А если не убираешь, должно учесть, что не только твое правительство было обязано заботиться прежде всего об интересах своей страны, но и правительство, например, России/СССР. Или Москва должна была пренебречь национальными интересами ради интересов всех, кто и раньше, и шустрее ее начал заигрывать с Гитлером, - например, Варшавы?

Во Второй мировой войне был агрессор - гитлеровская Германия, его союзники, а также коллаборационисты (страны, правительства, отдельные организации на оккупированных территориях, отдельные люди). И была сторона обороняющаяся, потом перешедшая к разгрому агрессора. И те, кто с первой стороны, это зло. Те, кто с другой, - добро. Отрицать это - значит желать, чтобы победил Гитлер. Но тогда так и нужно откровенно заявить. Впрочем, не только некоторые польские деятели 30-х годов, но даже и ныне живущие, хоть и не занимающие официальных постов, говорить так не стесняются, что само по себе показательно.

После нападения Германии на Польшу поляки сражались с гитлеровцами. И после нападения Гитлера на СССР сражались. И в подполье, и в Красной Армии. Если, по мнению кого-то, это случайный или неправильный выбор, упрек за него нужно адресовать тогдашним польским политикам, военным, да и всему населению Польши. Но каким тогда должен быть правильный выбор? Вы готовы его публично и официально огласить?

Несправедливостей с точки зрения отдельных стран и народов, особенно малых и средних, в ходе даже обычной международной практики много. Можно вынуть из общей трагедии свою "несправедливость", но ведь это может сделать и любая другая страна. В том числе и большие страны, особенно те, кто вел основные боевые действия и чьими усилиями в общем-то и был разгромлен фашизм.

В связи со Второй мировой войной можно выдвигать любые гипотезы: что было бы, если бы тогда та или другая страна повела себя иначе. Во-первых, когда тогда? В 39-м? Или в 38-м? Или в 36-м? Или в 34-м? Во-вторых, гипотезы-то могут быть разные, а решения в каждый отдельный момент принимаются конкретные - исходя из обстановки тех дней и ее понимания теми, кто тогда жил. Мы бы тоже хотели многим историческим деятелям прошлого (и чужим, и своим) вложить наши нынешние мозги. Да достаточно умны, чтобы не заниматься этим: ибо не получится.

Строго говоря, Вторая мировая война как широкомасштабные боевые действия могла начаться где угодно. Получилось так, что с нападения Германии на Польшу (или Японии на Монголию?). Но если бы только с "раздела Польши" она началась и только этим разделом закончилась, она бы не называлась мировой. Печально, особенно, видимо, чехам, что война началась с Польши. Кому-то печально, что не началась она сразу, воздушным прыжком, с России/СССР. Но важно, и где и чем она закончилась. Как известно, в Берлине, взятом Красной Армией, и в Нюрнберге. Не нравится - опротестуйте в ООН!

Мы давно простили и союзников гитлеровской Германии, и самих немцев за те жертвы, которые понесла Россия. А ведь это были те, кто пришел на нашу землю не только убивать и грабить, а и навсегда уничтожить нас и нашу страну. Но если сейчас кто-то хочет предъявить кому-то по событиям Второй мировой войны новый юридический или политический счет, устроить "второй Нюрнберг", возникает вопрос: раз нацистов и фашистов уже судили и осудили, кого же теперь собираются судить - антифашистов? Попробуйте.

Впрочем, если представить, что такой суд состоится, то в качестве истца там может выступить любая из стран. И, думается, список претензий со стороны России будет самым длинным. Или кто-то считает: России нечего будет предъявить разным странам и правительствам того периода в качестве обвинений? А теперь представим, к чему приведет только самое начало такого "судебного процесса всех против всех"?

Никто не может заставить думать поляков (и не поляков тоже) о России, СССР, Сталине, Молотове, Красной Армии иное, чем то, что они хотят думать. Никто не может запретить кому-либо не пестовать свой комплекс неполноценности несбывшейся великой державы, распаляя себя ненавистью к другому. Даже мелкие и крупные гадости никто не может запретить делать тому, кого ты не любишь или боишься (обоснованно или иррационально, неважно). Не надо только забывать, что таким комплексам и ненависти свойственно превращаться в привычку, подчиняющую себе все, включая текущую политику. А привычка, как известно, вторая натура. Это - точно о Польше. А первая-то натура где? Может, Владимир Путин во время визита в Польшу ее разглядел. Я, например, ее не вижу. Впрочем, я в Польшу и не собираюсь. В Европе столько прекрасных и цивилизованных стран! Современная Германия, например...

Молотов, Путин, Риббентроп, СССР, Польша, война, Россия, Гитлер, Германия, Запад, Красная Армия

Previous post Next post
Up