Оригинал взят у
messie_anatol в
Евгений Попов. Рассказ "Восхождение" из сборника"Веселие Руси"Евгений Попов
ВОСХОЖДЕНИЕ
В моем родном городе К., который, как известно, протяженно
раскинулся по двум берегам могучей сибирской реки Е., недавно произошли крупные, но радостные волнения, связанные с тем, что этому
городу исполнился недавно 421 год.
Игралась оркестрами музыка, лопались фейерверки, образуя в
небе огненные букеты, гулялось группами народа по преображенным
мостовым бывшей Преображенской площади, по другим площадям,
улицам, скверам, паркам, площадкам, но памятник, символически
изображающий богатыря-красавицу реку Е., вовремя не был установлен, и это - халтура потому что и слабая материальная база местного
отделения Художественного Фонда.
Немного о памятнике или, если профессиональнее выражаться,
о скульптурной композиции, однофигурной, материал - бетон, символизирующей богатырское прошлое и счастливое настоящее могучей
сибирской реки Е. Этот памятник получил первое место на конкурсе
памятников указанной темы еще очень давно, еще тогда, когда моему
родному городу К. исполнился отнюдь не 421 год, а 408 или 411, не
помню точно, потому что совершенно вылетело из головы.
Он был, этот памятник, всем хорош за исключением того, что
изображал он (тогда еще - модель в глине) женоподобного молодца
с выпирающими даже вроде бы не столько мускулами, сколько вроде бы даже какими-то титьками, с обширными ляжками. Но это, скорей, на взгляд развратников, подобных нижеописываемому, а так -
вполне очень мужественный вышел этот юноша, символизирующий
реку Е., сидел на карачках, положив на толстые кулаки широкую
морду. Композицию эту создал скульптор Киштаханов и получил за
нее первую премию. И хотя несколько бабоват оказался молодец, но
скульптор Киштаханов все же получил за него первую премию, и решением горисполкома было решено установить скульптуру на так
называемой Стрелке. Там, где в реку Е. впадала протока, намыв широкую и просторную галечную возвышенность, там и должна была упокоиться однофигурная скульптурная композиция, а короче - памятник, символизирующий богатырское прошлое реки Е., с отражением
счастливого настоящего, трудовыми свершениями молодежи, буднями и праздниками, материал - бетон, высота 18 метров (четырехэтажный дом старой планировки)
Но перед этим было много волокиты, это - халтура потому что, вследствие бюрократизма, слабой заинтересованности старого руководства, справедливо раскритикованного на одном из областных пленумов, слабой материальной базы местного отделения Художественного Фонда.
В частности, был страшный случай. На мелких хозяйственных работах в местном отделении Художественного Фонда обычно работали
солдаты-каторжники, посаженные „на губу”, так как рядом с Художественным Фондом помещалась городская военная комендатура,
один из чинов которой, капитан Гриша, с неизвестной фамилией, но
лицом очень похожий на покойного космонавта Гагарина (из-за чего
у него даже были неприятности), страшно любил пьянствовать с художниками, поражаясь широте их размаха. Пил он также и с завхозами местного отделения Художественного Фонда, за что и уступал
им солдат, которым все равно было - улицу ль им мести метлой около комендатуры или месить глину для ваяния, потому что они провинились, о чем и писали огрызком кирпича на железных воротах Художественного Фонда во время перекура: „МЫ - СУКИ”.
К сожалению, очередной завхоз (а менялись они весьма часто,
ввиду низких ставок заработной платы и слабой возможности чего-
нибудь украсть), пошел отнюдь не по линии созидания, то есть наибольшего сопротивления, а по линии разрушения, как Мао Цзе-дун.
Он велел штрафникам вытащить из сарая, расколотить и свезти на
городскую свалку какие-то разрушающиеся, местами зазеленевшие
бетонные чушки, чтобы увеличить площадь складских помещений
местного отделения Художественного Фонда и заслужить тем самым
похвалу вышестоящего начальства. Один солдат надорвался во время
тяжелой этой работы, и у него пошла горлом кровь, а разрушающиеся
бетонные чушки оказались разрушающимися, зазеленевшими, частично отформованными кусками скульптуры „Е”., которую солдаты,
под руководством дурака-завхоза, разрушили всю.
Скульптор Киштаханов рыдал и ударил завхоза наотмашь по лицу. Уже истрачено было 9 тыс. 700 рублей государственных денег, и
только волокита и слабая материальная база местного отделения Художественного Фонда уже который год мешали творцу закончить формовку скульптуры, о которой он и сам, порой, начинал забывать, что
такая есть. Мерзавца уволили и говорили, что он пускай скажет „спасибо”, что его не отдали под суд для взыскания девяти тысяч семисот
рублей. Завхоз напился и в присутствии капитана Гриши обозвал
скульптора Киштаханова евреем, хотя тот был всю жизнь чистокровный хакас и к упомянутой национальности не имел ровным счетом
никакого отношения.
Хорошо еще, что хоть сохранилась рассыхающаяся глиняная модель в новой мастерской скульптора, который к этому времени из млодого, никому неизвестного таланта вырос до секретаря местного от
деления Союза Художников, часто выступал с докладами, и ему дали
в аренду (выделили) громадную двухэтажную мастерскую общей полезной площадью около 160 кв.м., где и началась повторная формовка
в натуральную величину новой глиняной модели, созданной после обновления и реставрации старой. Началась! Формовка началась, потому
что близился наш славный юбилей. 421 год моему родному городу был
уже не за горами, и на памятник возлагались определенные функции
и надежды.
Большие надежды! В частности, загодя была выпущена фотография с модели в виде цветной почтовой открытки, символизирующей
богатырское прошлое могучей сибирской реки Е., а обложку местно
го литературно-художественного журнала, который носил все то же
название „Е.”, украсило графическое изображение абриса все той же
модели, изображающей развратного на вид (с точки зрения, подчеркиваю, развратника!) молодца, символизирующего богатырское прошлое и счастливое настоящее могучей сибирской реки Е., с отражением,
как в капле воды, трудовых свершений, с буднями и праздниками, оркестрами музыки, фейерверками, добросовестным отношением, друж
бой и любовью, задорной песней, авиацией и космонавтикой, научно-
технической революцией, экологией и гуманизмом.
- Нет, все-таки ради этих минут, секунд стоит жить и работать, -
шептал Киштаханов, когда после всех волнений, неувязок, злоключений, не поспев к указанному сроку праздника, с опозданием больше,
чем на месяц, при скоплении народа гораздо меньшем, чем если бы
все было исполнено вовремя, покрывало полетело вниз с восемнадцатиметровой высоты - громадное серое облако материи, и даже неизвестно, куда девали его потом, это покрывало. Наверное, хранится где-нибудь специально для еще какого-нибудь памятника или же материю пустили на панно и плакаты по наглядной агитации.
Теплоходы, проходя теперь мимо Стрелки, приветствовали памятник протяжными гудками, туристы, едущие в Ледовитый Океан, вовсю фотографировали его, высыпая на палубы, но однажды из Тбилиси приехал в наш город один из известнейших на всю страну гомосексуалистов. Сам он был по образованию литературовед, и ему по
службе попался однажды этот номер местного литературно-художест-венного журнала „Е.”, с символическим изображением на обложке могучего юноши Е. В которого он тотчас, разумеется, влюбился.
Потому что в последнее время он испытывал столь сильный кри
зис своих склонностей, что даже стал всерьез задаваться вопросом:
„Да любовь ли в самом деле это, отчего я жегся, задыхался и страдал
всю свою сознательную жизнь?” Он даже пустился в раврат и некоторое время жил с пустой раковиной, крымской „Рапеной”, ублажая ее
фальшиво блестящее нутро душистым кремом „Шарм” и французскими духами „Сава”. Но однажды он как бы очнулся от сна - ему стало
так стыдно, так горько от своей пошлости, что он выкинул негодяйку
в окно, сел в самолет и явился в наш город К.
На город, на широкую и просторную галечную возвышенность,
на весь окружающий мир пал густой туман, когда он начал восхождение. Он рассчитал, что рот юноши находится на высоте не всех пятнадцати метров, а на высоте метров, эдак, девяти-десяти. Пал густой туман. В густом тумане аукались речные суда, несущие по древней сибирской реке с богатым прошлым и баснословным будущим свой трудовой груз и каюты, полные пассажиров. Бетонная осклизлая прохлада
приятно холодила ступни босых ног гомосексуалиста.
И - луч! Красный луч восходящего с Востока солнца, проткнувший туман, вдруг резанул его по глазам, и именно в тот момент, когда он достиг, наконец, своей желанной цели.
- Мама! - крикнул гомосексуалист, в кровь сдирая ногти. И полетел вниз с указанной высоты, где внизу, прилетев, еще несколько
секунд копошился в луже собственной крови с уходящим сознанием:
среди собственных костей, мертвеющего мяса.
Это была первая жертва нового идола, если не брать в расчет
солдата-каторжника, погибшего при исполнении служебных обязанностей. И она поэтому получила довольно широкую огласку. Были
затем и другие жертвы. Я знаю, что это - мой долг, описать и их, я
знаю, что никто, кроме меня, этого не сделает - по неумению или по
робости. Я знаю, но я не выполню своего долга, я плевать хотел на свой
долг, я не буду их описывать, не стану вязать сеть постылых анекдотов.
Мне надоело описывать, надоело вязать сеть постылых анекдотов. Я
сам хочу восхождения, я хочу, чтоб где-нибудь был и для меня кровавый опасный идол. Скажите, где есть такой, и ранним туманным утром
я начну восхождение, и я достигну, и я скажу, летя вниз: „Нет, все-таки ради этих минут, секунд стоит жить и работать.” И еще я скажу, летя вниз: „Какие все-таки дураки живут в моем родном городе К.”
И третье я скажу, летя вниз: „Приехали, слава тебе, Господи!"