Евгений Попов. Рассказ "Восхождение" из сборника"Веселие Руси"

Jun 25, 2014 06:05

Оригинал взят у messie_anatol в Евгений Попов. Рассказ "Восхождение" из сборника"Веселие Руси"
Евгений Попов

ВОСХОЖДЕНИЕ
В моем родном городе К., который, как известно, протяженно
раскинулся по двум берегам могучей сибирской реки Е., недавно про­изошли крупные, но радостные волнения, связанные с тем, что этому
городу исполнился недавно 421 год.
Игралась оркестрами музыка, лопались фейерверки, образуя в
небе огненные букеты, гулялось группами народа по преображенным
мостовым бывшей Преображенской площади, по другим площадям,
улицам, скверам, паркам, площадкам, но памятник, символически
изображающий богатыря-красавицу реку Е., вовремя не был установ­лен, и это - халтура потому что и слабая материальная база местного
отделения Художественного Фонда.

Немного о памятнике или, если профессиональнее выражаться,
о скульптурной композиции, однофигурной, материал - бетон, симво­лизирующей богатырское прошлое и счастливое настоящее могучей
сибирской реки Е. Этот памятник получил первое место на конкурсе
памятников указанной темы еще очень давно, еще тогда, когда моему
родному городу К. исполнился отнюдь не 421 год, а 408 или 411, не
помню точно, потому что совершенно вылетело из головы.
Он был, этот памятник, всем хорош за исключением того, что
изображал он (тогда еще - модель в глине) женоподобного молодца
с выпирающими даже вроде бы не столько мускулами, сколько вро­де бы даже какими-то титьками, с обширными ляжками. Но это, ско­рей, на взгляд развратников, подобных нижеописываемому, а так -
вполне очень мужественный вышел этот юноша, символизирующий
реку Е., сидел на карачках, положив на толстые кулаки широкую
морду. Композицию эту создал скульптор Киштаханов и получил за
нее первую премию. И хотя несколько бабоват оказался молодец, но
скульптор Киштаханов все же получил за него первую премию, и ре­шением горисполкома было решено установить скульптуру на так
называемой Стрелке. Там, где в реку Е. впадала протока, намыв ши­рокую и просторную галечную возвышенность, там и должна была упо­коиться однофигурная скульптурная композиция, а короче - памят­ник, символизирующий богатырское прошлое реки Е., с отражением
счастливого настоящего, трудовыми свершениями молодежи, будня­ми и праздниками, материал - бетон, высота 18 метров (четырехэтаж­ный дом старой планировки)
Но перед этим было много волокиты, это - халтура потому что, вследствие бюрократизма, слабой заинтересованности старого руковод­ства, справедливо раскритикованного на одном из областных плену­мов, слабой материальной базы местного отделения Художественно­го Фонда.
В частности, был страшный случай. На мелких хозяйственных ра­ботах в местном отделении Художественного Фонда обычно работали
солдаты-каторжники, посаженные „на губу”, так как рядом с Худо­жественным Фондом помещалась городская военная комендатура,
один из чинов которой, капитан Гриша, с неизвестной фамилией, но
лицом очень похожий на покойного космонавта Гагарина (из-за чего
у него даже были неприятности), страшно любил пьянствовать с ху­дожниками, поражаясь широте их размаха. Пил он также и с завхо­зами местного отделения Художественного Фонда, за что и уступал
им солдат, которым все равно было - улицу ль им мести метлой око­ло комендатуры или месить глину для ваяния, потому что они прови­нились, о чем и писали огрызком кирпича на железных воротах Ху­дожественного Фонда во время перекура: „МЫ - СУКИ”.
К сожалению, очередной завхоз (а менялись они весьма часто,
ввиду низких ставок заработной платы и слабой возможности чего-
нибудь украсть), пошел отнюдь не по линии созидания, то есть наи­большего сопротивления, а по линии разрушения, как Мао Цзе-дун.
Он велел штрафникам вытащить из сарая, расколотить и свезти на
городскую свалку какие-то разрушающиеся, местами зазеленевшие
бетонные чушки, чтобы увеличить площадь складских помещений
местного отделения Художественного Фонда и заслужить тем самым
похвалу вышестоящего начальства. Один солдат надорвался во время
тяжелой этой работы, и у него пошла горлом кровь, а разрушающиеся
бетонные чушки оказались разрушающимися, зазеленевшими, частич­но отформованными кусками скульптуры „Е”., которую солдаты,
под руководством дурака-завхоза, разрушили всю.
Скульптор Киштаханов рыдал и ударил завхоза наотмашь по ли­цу. Уже истрачено было 9 тыс. 700 рублей государственных денег, и
только волокита и слабая материальная база местного отделения Ху­дожественного Фонда уже который год мешали творцу закончить фор­мовку скульптуры, о которой он и сам, порой, начинал забывать, что
такая есть. Мерзавца уволили и говорили, что он пускай скажет „спа­сибо”, что его не отдали под суд для взыскания девяти тысяч семисот
рублей. Завхоз напился и в присутствии капитана Гриши обозвал
скульптора Киштаханова евреем, хотя тот был всю жизнь чистокров­ный хакас и к упомянутой национальности не имел ровным счетом
никакого отношения.
Хорошо еще, что хоть сохранилась рассыхающаяся глиняная мо­дель в новой мастерской скульптора, который к этому времени из млодого, никому неизвестного таланта вырос до секретаря местного от­
деления Союза Художников, часто выступал с докладами, и ему дали
в аренду (выделили) громадную двухэтажную мастерскую общей по­лезной площадью около 160 кв.м., где и началась повторная формовка
в натуральную величину новой глиняной модели, созданной после об­новления и реставрации старой. Началась! Формовка началась, потому
что близился наш славный юбилей. 421 год моему родному городу был
уже не за горами, и на памятник возлагались определенные функции
и надежды.
Большие надежды! В частности, загодя была выпущена фотогра­фия с модели в виде цветной почтовой открытки, символизирующей
богатырское прошлое могучей сибирской реки Е., а обложку местно­
го литературно-художественного журнала, который носил все то же
название „Е.”, украсило графическое изображение абриса все той же
модели, изображающей развратного на вид (с точки зрения, подчерки­ваю, развратника!) молодца, символизирующего богатырское прош­лое и счастливое настоящее могучей сибирской реки Е., с отражением,
как в капле воды, трудовых свершений, с буднями и праздниками, ор­кестрами музыки, фейерверками, добросовестным отношением, друж­
бой и любовью, задорной песней, авиацией и космонавтикой, научно-
технической революцией, экологией и гуманизмом.
- Нет, все-таки ради этих минут, секунд стоит жить и работать, -
шептал Киштаханов, когда после всех волнений, неувязок, злоключе­ний, не поспев к указанному сроку праздника, с опозданием больше,
чем на месяц, при скоплении народа гораздо меньшем, чем если бы
все было исполнено вовремя, покрывало полетело вниз с восемнадца­тиметровой высоты - громадное серое облако материи, и даже неиз­вестно, куда девали его потом, это покрывало. Наверное, хранится где-нибудь специально для еще какого-нибудь памятника или же мате­рию пустили на панно и плакаты по наглядной агитации.
Теплоходы, проходя теперь мимо Стрелки, приветствовали па­мятник протяжными гудками, туристы, едущие в Ледовитый Оке­ан, вовсю фотографировали его, высыпая на палубы, но однажды из Тбилиси приехал в наш город один из известнейших на всю страну го­мосексуалистов. Сам он был по образованию литературовед, и ему по
службе попался однажды этот номер местного литературно-художест-венного журнала „Е.”, с символическим изображением на обложке мо­гучего юноши Е. В которого он тотчас, разумеется, влюбился.
Потому что в последнее время он испытывал столь сильный кри­
зис своих склонностей, что даже стал всерьез задаваться вопросом:
„Да любовь ли в самом деле это, отчего я жегся, задыхался и страдал
всю свою сознательную жизнь?” Он даже пустился в раврат и некото­рое время жил с пустой раковиной, крымской „Рапеной”, ублажая ее
фальшиво блестящее нутро душистым кремом „Шарм” и французски­ми духами „Сава”. Но однажды он как бы очнулся от сна - ему стало
так стыдно, так горько от своей пошлости, что он выкинул негодяйку
в окно, сел в самолет и явился в наш город К.
На город, на широкую и просторную галечную возвышенность,
на весь окружающий мир пал густой туман, когда он начал восхожде­ние. Он рассчитал, что рот юноши находится на высоте не всех пятнад­цати метров, а на высоте метров, эдак, девяти-десяти. Пал густой ту­ман. В густом тумане аукались речные суда, несущие по древней сибир­ской реке с богатым прошлым и баснословным будущим свой трудо­вой груз и каюты, полные пассажиров. Бетонная осклизлая прохлада
приятно холодила ступни босых ног гомосексуалиста.
И - луч! Красный луч восходящего с Востока солнца, проткнув­ший туман, вдруг резанул его по глазам, и именно в тот момент, ког­да он достиг, наконец, своей желанной цели.
- Мама! - крикнул гомосексуалист, в кровь сдирая ногти. И по­летел вниз с указанной высоты, где внизу, прилетев, еще несколько
секунд копошился в луже собственной крови с уходящим сознанием:
среди собственных костей, мертвеющего мяса.
Это была первая жертва нового идола, если не брать в расчет
солдата-каторжника, погибшего при исполнении служебных обязан­ностей. И она поэтому получила довольно широкую огласку. Были
затем и другие жертвы. Я знаю, что это - мой долг, описать и их, я
знаю, что никто, кроме меня, этого не сделает - по неумению или по
робости. Я знаю, но я не выполню своего долга, я плевать хотел на свой
долг, я не буду их описывать, не стану вязать сеть постылых анекдотов.
Мне надоело описывать, надоело вязать сеть постылых анекдотов. Я
сам хочу восхождения, я хочу, чтоб где-нибудь был и для меня крова­вый опасный идол. Скажите, где есть такой, и ранним туманным утром
я начну восхождение, и я достигну, и я скажу, летя вниз: „Нет, все-таки ради этих минут, секунд стоит жить и работать.” И еще я скажу, ле­тя вниз: „Какие все-таки дураки живут в моем родном городе К.”
И третье я скажу, летя вниз: „Приехали, слава тебе, Господи!"
Previous post Next post
Up